Мутная вода. Что загрязняет наши реки

В начале ноября сотрудники ГУ ППСЦ, структуры ГУ МЧС России по Пензенской области, утилизировали нефтепродукты, которые были обнаружены на поверхности реки Пензы около улицы Ивановской. Сейчас Минлесхоз пытается найти виновных, а нефть тем временем попала в реку, которая связана с Сурой.

   
   

Вредители неуловимы?

За первую половину 2020 года органами прокуратуры выявлено 49 нарушений законодательства о водных ресурсах, что в полтора больше, чем в 2019. Для тех, кто сливает нефтепродукты или любые отходы в реки, предусмотрены штрафы, для граждан - от одной до двух тысяч рублей, для юрлиц - от 100 до 250 тысяч. Но санкции грозят только тем, кого поймают. А вот поймать-то как раз нелегко – никто специально не патрулирует берега водоемов, чтобы ловить за руку вредителей. Любой горожанин может найти укромное местечко и спокойно слить в Суру или другой водоем хоть бочку отходов.

«Сейчас все реки в черте Пензы считаются «мертвой зоной», нормального улова ждать не приходится, на некоторых участках постоянно плавают бензиновые пятна», - рассказывает молодой рыболов Александр.

Какие потоки видны из космоса?

Свою лепту в мутные воды вносят подземные реки и канализация. Две реки - Кашаевка и Мойка - стали головной болью для местных экологов.  

«Грязные потоки из Кашаевки и Мойки видны даже из космоса. Они ухудшают состояние воды в Суре», - рассказывает председатель экологического Совета движения «Зеленая волна» Максим Савинов.

Другая проблема - потоки из ливневок. «Дождевые сточные воды идут к Суре. Большая часть попадает прямо в реку и оказывает негативное воздействие. Хозяйственно-бытовые воды безопасней, они проходят очистку «Горводоканалом», - продолжает преподаватель ПГУАС Татьяна Малютина.

   
   

Отдельная история о стоках, которые сбрасывают в реки предприятия. В соцсетях не раз сообщали о выбросах неэкологичной воды многими производствами, например, ООО «Маяк». Недавно в Суре пензенцы обнаружили много погибшей рыбы,грешить стали на это предприятие. Но пока ни подтвердить, ни опровергнуть догадки не получается. Для этого Росприроднадзор должен провести проверку, а перед этим получить разрешение от прокуратуры. Пока идет круговорот бумаг между ведомствами, часть отходов выловили, а часть, возможно, плывет дальше. Будет ли их кто-то догонять?

В распоряжении редакции «АиФ-Пенза» есть документ, который указывает, что «Маяк» имеет право на сброс сточных вод, но качество этих вод не должно превышать определенных характеристик. Придерживается ли их предприятие? Оперативно на запрос редакции «Маяк» не ответил.

Несколько лет назад Росприроднадзор судился с комбинатом, утверждая, что предприятие сбросило токсичные воды, но доказать вред так и не удалось. В Рыбнадзоре сообщили, что причина гибели рыбы в  месте, где плавало нефтяное пятно, пока не установлена, поэтому и здесь «грешить» на предприятие не торопятся. Но целлюлозно-бумажные комбинаты у экологов имеют дурную славу. Подобное предприятие было закрыто в 2013 году в Иркутской области под давлением общественности – оно наносило огромный ущерб Байкалу.

Но даже если и удастся доказать вред природе, то далеко не всегда штрафы пугают нарушителей. В 2019-м прокуратура выявила, что сточные воды на очистных сооружениях ООО «Горводоканал», не соответствовали требованиями СанПина. В результате начальника цеха предприятия оштрафовали… на 1000 рублей.

Эколог Александр Стаценко:
- Все водные системы взаимосвязаны между собой. Загрязнение одной ведет к появлению вредных веществ и в других. Употребление воды из них становится причиной повышения заболеваемости, в том числе онкологией. Причем нарушения в здоровье проявляются не сразу, а постепенно. Пример тому – наше Сурское водохранилище. Несколько десятилетий назад в области производили захоронение химоружия, но делали это без соблюдения норм. Вредные вещества попадали в грунтовые воды, потом в водохранилище, потом в водопроводные сети. Поэтому в свое время очень жаловались на качество питьевой воды.

Чем опасны грязные воды?

Вода в Суре пахнет, цветет, а русло прорастает камышом. «Рекреационная деятельность в ней невозможна, - подводит итог Татьяна Малютина. - В воде нельзя купаться. Хотя лет 40 назад река была пригодной для этого. Второй момент - это ее природа. 40 лет назад в Пензе водились раки, они живут только в чистой воде. Теперь раков почти не встретить».

В городе давно говорят о строительстве новых очистных сооружений. Но каждый раз спотыкаются, когда речь заходит об их цене. Недавно «Горводоканал» анонсировал пуск углевой станции по очистке воды, но она будет установлена на Сурском водохранилище. На состоянии Суры эта новинка не скажется.