Монетный двор. Как Пенза прославилась пятаковками и пензенками

К истории отечественной денежной системы наш город имеет самое прямое отношение. © / Надежда Гончарова / АиФ

   
   

Пенза, увы,  не скоро войдёт в эту «компанию», хотя к истории отечественной денежной системы наш город имеет самое прямое отношение.

Начало 1918 года... Революция свергла временное правительство, теперь большевики стоят «на капитанском мостике». Страна наводнена денежными знаками от «предыдущих» режимов: «царские», «думские», «керенки» выпускались местные «денежные суррогаты», что добавляло неразберихи и беспокойства в жизнь обывателя. А денег в стране как всегда не хватало, и в молодой Советской России назрела необходимость выпуска собственной валюты.

Первая мировая война между тем продолжается, немец рвётся к Санкт-Петербургу, армия развалена (формирование частей РККА началось лишь 23 февраля 1918г., - Прим.авт.), сдача столицы представлялась большевикам вполне реальным делом. Печатное оборудование столичного монетного двора было упаковано и вместе со специалистами отправлено в Москву, на Урал и в Пензу.

Надо отметить, что спешка с выпуском собственной валюты была столь велика, что были использованы клише доставшиеся большевикам от временного правительства и как отмечал заведующий финотделами советов, Н. Н. Крестинский: «На пензенских кредитках, кроме подписи  тов. Пятакова, вообще нет ничего коммунистического».

Но, так или иначе, в марте 1918 года оборудование прибыло в Пензу и на базе местных газетных заводов было развёрнуто производство новой валюты. Новые купюры в народе прозвали «пензенками» по месту печати, или «пятаковками» по подписи управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым. На купюрах широко использованы орнаменты свастики.  В конце 1919 года «пятаковки» начали постепенно заменяться  «совзнаками» - маленькими купюрами, которые наподобие керенок, выпускались большими листами. Деньги печатались на орловских ротационных машинах (практически как газеты), что объясняло их массовость и слабую степень защиты (особенно на первых выпусках). Сырьём для производства являлась бумага с фабрики Сергеева (современный пензенский «Маяк»).

Вооружённое выступление Чехословацкого корпуса в 1918 году («белочешский» мятеж), приведшее к временному «свержению» Советской власти в Пензе, приостановил изготовление печатной продукции, с мая по август был перерыв, часть оборудования была эвакуирована в Москву, а завершилась вся Пензенская денежная «эпопея» в 1920 году, окончательно ликвидирована фабрика в 1922 году.

   
   

Количество «пятаковок» дошедших до наших дней огромно, у коллекционеров (бонистов) хранятся буквально «пачки» банкнот, но низкое качество производства «пятаковок» привело к тому, что сейчас можно встретить купюры одного номинала, но значительно отличающегося цвета. Например, 100 рублей бывает как розовая, так и светло-коричневая. 

Это интересно

Пропагандистский орган Вооруженных Сил Юга России (ОСВАГ) во время Гражданской войны ставил на «пятаковках» специальные надпечатки, служившие средством снижения доверия к советскому правительству. Встречаются надпечатки следующего содержания:

  • «Эти деньги тоже, что фальшивые. Они не признаны ни в России, ни заграницей. Комиссары-коммунисты ещё раз нагло обманывают вас. Долой советскую власть и её фальшивые деньги!»;
  • «Большевики обещали вам мир, хлеб и свободу, а дали войну, голод, чрезвычайку и в придачу фальшивые деньги»;
  • «Деньги для дураков»;
  • «Долой пятаковские и ленинские деньги!»;
  • «Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь за эти знаки ты не купишь и собаки».

Смотрите также: