Миллиарды пролетариата. Как печатали первые советские деньги - «пензенки»

Кадр из фильма

Великий Новгород, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль и Хабаровск – эти российские города представлены на купюрах разного достоинства. Пенза, увы, не скоро войдёт в эту славную компанию, хотя в лтопись отечественной денежной системы Пеза вписана золотыми буквами. В годы революции и Гражданской войны именно здесь печатались первые деньги Советской России. Спецоборудование для производства «пензенок» прибыло в город в марте 1918 года. Банкноты тех лет и сейчас можно увидеть в музее пензенского отделения Банка России. 

   
   

Путь рубля

Начало тревожного 1918 года... Страна наводнена денежными знаками от предыдущих режимов: «царские», «думские», «керенки». Выпускались и местные денежные суррогаты, что добавляло неразберихи и беспокойства в жизнь обывателя. А денег в стране не хватало, и в молодой Советской России остро зрела необходимость в собственной валюте.

Первая мировая война продолжается, войска кайзера Вильгельма II рвeтся к Петрограду, царская армия развалена (формирование частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии началось лишь 23 февраля 1918 года). Красный Петроград стал прифронтовым городом и большевики перенесли столицу молодого советского государства в Москву, и город на Неве начали покидать все госучреждения, архивы и целые предприятия.

Срочно эвакуировалась и Экспедиция заготовления государственных бумаг (далее - ЭЗГБ), и Петроградская печатная фабрика ЭЗГБ, обеспечивающая весь объём производства дензнаков, почтовых марок, ценных бумаг, документарных бланков и особо важных удостоверений. Оставалось только найти подходящий город, удалённый от фронта. Представители фабрики для выяснения обстановки на местах были командированы в Самару, Саратов и Пензу.

В здании Пензенского государственого краеведческого музея на ул. Кирова раньше находилось отделения Госбанка. Фото: АиФ/ Ирина Акишина

В результате была выбрана именно Пенза. Здесь находилось достаточное количество квалифицированных типографских рабочих. Кроме того, в городе на Суре выпускала продукцию бумажная фабрика Сергеева (позже «Маяк»), способная поставить достаточное количество сырья для производства бумажных денег, имелась развитая сеть железных дорог. Немаловажным обстоятельством было и отсутствие в Пензе в годы гражданской войны голода. Напротив, из губернии не прекращались поставки продовольствия в столицы. 

2 марта 1918 года было подписано постановление правительства «Об организации особой коллегии для скорейшей и более успешной эвакуации Экспедиции». Печатное оборудование столичного монетного двора было упаковано и вместе со специалистами отправлено в Москву, на Урал и в Пензу. В сурский край прибыла большая группа работников ЭЗГБ (около 1400 специалистов), с ними - часть печатного оборудования.

   
   

Под грифом «секретно»

Газета «Наш путь» за 3 марта 1918 года сообщала: «Из Петрограда в Пензу от экспедиции заготовления государственных бумаг прибыли инженер и рабочий с целью изучения вопроса о возможности использования писчебумажной фабрики товарищества Сергеева для выработки спецбумаги до 10 тыс. пудов в месяц. Выяснено, что на оборудовании фабрики есть возможность выполнить эту задачу. 8 марта в Пензу прибыли первые специалисты и спецоборудование для изготовления государственных бумаг.

Для размещения работников экспедиции в Пензе решением губернского Совета были реквизированы помещения духовной семинарии, спальный корпус женского епархиального училища и гостиницы: «Метрополь», «Бристоль», «Гранд-
Отель».

13 марта 1918 года в обстановке строжайшей секретности на территории галетного завода (ныне ОАО «Пензмаш») началось размещение завезённого специальным поездом оборудования ЭЗГБ. Благо, железная дорога была рядом.

Галетный завод в Пензе, где печатали деньги. Фото: Public Domain

«Прибывшие эшелоны с оборудованием, машинами и рабочими, сопровождаемые отрядом латышских стрелков, встали на подъездные пути галетного завода», – рассказывает эксперт Отделения Пенза Волго-Вятского ГУ Банка России Ольга Ситникова.

Уже через шесть дней были запущены первые машины. Спустя четыре недели Пензенское отделение ЭЗГБ работало полным ходом над выпуском кредитных билетов эвакуационного образца – достоинством от одного до тысячи рублей. Этот тип кредита до времени не выпускался в обращение. Он считался запасным вариантом, на случай, если деятельность ЭЗГБ будет прервана из-за её эвакуации. В первые полтора месяца отделение ЭЗГБ выпустило кредитных билетов на сумму около 5 млрд руб. 

Помощь в налаживании выпуска денежных знаков оказывала и бумажная фабрика Сергеева, уже в мае 1918 г. поставляя до 200 пудов бумаги ежедневно, но и их явно не хватало. До революции в  Петрограде рабочие на двухнакладной машине вырабатывали в день 11 тысяч листов, а в 1918 г. в Пензе на той же машине – от 15 до 16 тысяч.

Белочехи и подземные тоннели

Управляющим Пензенским отделением ЭЗГБ был назначен старейший работник ЭЗГБ Павел Калакуцкий, затем сменил его на этой должности Александр Минкин. Работа филиала в Пензе была нарушена восстанием белочехов, несколько дней фабрика находилась под обстрелом. Затем по Пензенской губернии прокатилась волна кулацких восстаний. 19 июня печатание эвакуационного кредита было остановлено, большая часть оборудования фабрики вывезена в Москву. 

В июле 1918-го Минкину была послана телеграмма председателя Совнаркома о том, чтобы «немедленно приступить к упаковке и отправлять изготовленные знаки в Москву, Народный банк со всеми предосторожностями и охраной». Меры предосторожности были предприняты беспрецедентные. Готовые денежные знаки возили от места их изготовления до железнодорожного пункта загрузки на вагонетках по подземному тоннелю, в котором была проложена узкоколейка.

Как только стало возможным восстановить работу в Пензе, 19 августа эвакуированное оборудование вернули из Москвы. С 26 августа по 31 декабря 1918 года в Пензе вновь печатали эвакуационный кредит.

Ничего коммунистического

Спешка с выпуском собственной валюты была столь велика, что были использованы клише, доставшиеся большевикам от прежней власти: на них был изображён герб России периода правления Временного правительства. Со старых денег осталась и надпись «Кредитные билеты размениваются Государственным банком на золотую монету без ограничения суммы и обеспечиваются всем достоянием государства». Хотя Госбанк к тому времени уже сменил название, да и на золото эти деньги никто не обменивал.

Вместо подписи управляющего Госбанком поместили подпись комиссара Народного банка РСФСР Григория Пятакова. Как отмечал Народный комиссар финансов РСФСР Николай Крестинский: «На пензенских кредитках, кроме подписи тов. Пятакова, вообще нет ничего коммунистического». 

Так выглядели пензенские деньги. Фото: Центробанк РФ

Новые купюры в народе прозвали «пензенками» по месту печати, или «пятаковками» по подписи управляющего Народного банка РСФСР. Они были пущены в оборот только в мае 1919 года, а до этого хранились на складах. Приблизительно через месяц «пензенки» вытеснили «думские» деньги и «керенки».

Пропагандистский орган Вооруженных Сил Юга России (ОСВАГ) во время Гражданской войны ставил на «пятаковках» специальные надпечатки, служившие средством снижения доверия к советскому правительству.

Встречаются надпечатки следующего содержания:

«Эти деньги тоже, что фальшивые. Они не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты ещё раз нагло обманывают вас. Долой советскую власть и её фальшивые деньги!»;
«Большевики обещали вам мир, хлеб и свободу, а дали войну, голод, чрезвычайку и в придачу фальшивые деньги»;
«Деньги для дураков»;
«Долой пятаковские и ленинские деньги!»;
«Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь за эти знаки ты не купишь и собаки».

Завершилась вся пензенская денежная «эпопея» в 1920 году. В конце января 1922 года последний эшелон с оборудованием фабрики Гознака покинул Пензу, фабрика была окончательно ликвидирована в 1922 году.