Разговоры об отмене санкций против России звучат на самом верху. Означает ли это, что в страну вернутся ушедшие производители?
Переплачивать не готовы
8 марта торговые центры Пензы переживали нашествие. Покупателям было куда идти. Ещё год назад в том же «Коллаже» стояли закрытыми отделы известных брендов, а сейчас все пустые места оказались заполнены товарами от новых производителей: иногда российских, иногда китайских. Правда, качество у них не всегда было таким, к которому пензенцы привыкли.
«В некоторых сегментах, например в премиальной одежде или спортивной экипировке, выбор ограничен. Но на данный момент на российском рынке представлено достаточное количество производителей, чтобы удовлетворить базовые потребности населения», – отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры Пензенского филиала Финуниверситета Ольга Зябликова.
Если бренды вернутся, то, по мнению экспертов, покупатели скорее выиграют. А вот пензенским производителям придётся либо адаптироваться, либо столкнуться с конкуренцией.
А если опять уйдут?
Но дело не только в желании покупателей. Корреспонденты penza.aif.ru обзвонили представителей торговли. Никто из опрошенных не сообщил, что ведёт переговоры о сотрудничестве с одним из ушедших брендов или хотя бы хочет это сделать.
«На местах брендовые вещи, как правило, продавали местные предприниматели по договору франшизы. Я бы сейчас опасалась заключать такой договор. Рискованно. А если опять уйдут?» – поясняет Марина, владелица одного из торговых отделов.
«Дело ведь уже не в санкциях и не в их отмене. Экономическая ситуация поменялась, – объясняет первый заместитель председателя Пензенской торгово-промышленной палаты Владимир Паршин. – Разговаривал недавно с представителями фирмы, которая шьёт женские пальто. Им сложно бороться с товарами на маркетплейсах».
«Потребители стали чаще обращаться к онлайн-торговле и мультибрендовым магазинам для приобретения товаров привычных марок», – продолжает Антон Аверин.
Трудно даже магазинам электроники.
«У них аренда – 1200 рублей за квадратный метр. Покупатели смотрят товар в магазинах, а заказывают его в интернете, где он дешевле на 15–20 %, – обращает внимание Владимир Паршин. – Смогут ушедшие бренды подстроиться под такую реальность?
Грусть об автопроме
После введения санкций болезнью роста одними из первых «заразились» цены на авто. С 2021 года они подорожали почти в два раза. Пензенцы грустят не только из-за стоимости машин, но и из-за ассортимента: в автосалонах города из новых авто видны лишь китайские модели и продукция АвтоВАЗа. Может быть, сейчас уже начались переговоры о возвращении корейских, немецких, японских авто? Корреспондент penza.aif.ru задал этот вопрос представителям автомагазинов, обзвонив их под видом обычного покупателя.
– Такие модели на данный момент не поставляются в Россию, поэтому мы не можем помочь, – очень вежливо отвечали в «Автолоцмане».
– Пока это (информация о возвращении) только разговоры, – с неподдельным участием продолжали в «Автомастере».
– Тут дело даже не в отмене санкций. С января в России введён утилизационный сбор на иномарки в размере 1,5 млн рублей, цены выросли значительно, – продолжает Владимир Паршин. – В результате сейчас, кроме китайского автопрома, шансы зайти есть, может быть, только у корейских машин.
Apple далеко не уходил
История с гаджетами изначально была одной из самых интересных. Официально компания Apple ушла из России, но при этом купить IPhone можно и сейчас. Как те же смартфоны «Самсунг».
«Скорее, можно говорить о том, что было прекращение поддержки программного обеспечения иностранного производства и закрытие доступа к сетевым сервисам, – уточняет доцент кафедры «Информационная безопасность систем и технологий» ПГУ Владимир Мали. – Понятно, что заменить, к примеру, «Инстаграм»* не получится, но видеосервисы есть, соцсети присутствуют, средства для видеоконференции отечественные. Ограничена возможность взаимодействовать в общем игровом масштабе, но на это есть веская причина – несоблюдение российского законодательства».
Приведёт ли возвращение IT-брендов к снижению цен? Здесь эксперты настроены скептично: слишком много факторов влияет на стоимость тех же гаджетов, кроме санкций.
«А вот производственное оборудование, станки действительно получить гораздо труднее, поэтому и программы импортозамещения направлены на собственное производство, – завершает Мали. – Здесь речь в первую очередь идёт об авиастроении, электронике и других отраслях».
*Организация признана в России экстремисткой, запрещена.
Комментарий
Социолог Анатолий Бодров:
В любом случае компаниям не стоит рассчитывать на те прибыли, которые они получали, когда заходили в первый раз. Особенно это коснётся тех товаров, чей жизненный цикл составляет короткий промежуток времени, например одежды, продуктов. Замещение этих брендов уже произошло.
Автопроизводителям будет легче, потому что машины – товары длительного пользования, их заменить, «разлюбить» ещё не успели. Но и они будут заходить не в экономику инерционного роста, а в экономику конкуренции. Посмотрим, смогут ли они подвинуть китайских производителей?
Уход компаний это не уникальность, в своё время из России ушла компания «Джонсон и Джонсон» потому, что её товары оказались слишком дорогими для российского покупателя. повторно зайти этот бред не сумел.
Кроме того, изменилась кредитная политика. Раньше гражданам даже с низким доходом давали кредит, они могли купить понравившуюся им вещь. Сейчас возможность приобрести товар с помощью займа значительно уменьшилась.