В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. Но не все из матерей в этот день получат подарки и услышат от детей «спасибо». И нередко виноваты в этом сами родительницы.
Елена Столярова уже пять лет работает уполномоченным по правам ребенка в Пензенской области. По ее словам, большинство «детских» проблем связаны не с существующими законами и не с социальным обеспечением, а с взаимоотношениями в семьях, с воспитанием родителей. О мамах, папах, детях и недетских судьбах Елена Столярова рассказала корреспонденту «АиФ-Пенза».
О философии, старости и спившейся матери
- Елена Алексеевна, вы кандидат философских наук. Какими качествами должен обладать человек, чтобы начать воспринимать проблемы и боль чужих детей как собственные?
- Ученая степень и ученое звание не являются определяющим фактором в исполнении должности уполномоченного по правам ребенка. Главное - это те требования, которые прописаны в федеральном и региональном законах о должности уполномоченного по правам ребенка. Проблемы детей необходимо воспринимать и понимать с точки зрения нахождения вариантов их решения в плане защиты прав и интересов ребенка. Руководствоваться эмоциями в этой деятельности, которая уже стала и моей жизнью, нельзя. Хотя иногда есть, как говорится, и «комок в горле», и бессонные ночи от бессилия помочь. Каждое обращение проходит через мое сердце.
- По образованию вы учитель. Кого сейчас приходится учить больше - взрослых или детей?
- Учить больше приходится взрослых. Во многом беды детей определяются именно их поведением. Многие из них объясняют эти проблемы отсутствием денег, работы, жилья. Но цена жизни, здоровья и счастья ребенка зависит от его родителей. Если мать бросает троих несовершеннолетних малышей и уходит в соседнее село гулять со своим очередным сожителем, то кто же тогда еще виноват в их несчастье? Конечно, необходимо соответствующим службам своевременно принять меры по обеспечению безопасности детей. Но эту мамашу трудно перевоспитать – ведь таков ее стиль жизни. И главное, дети все равно хотят жить с ней. Становится грустно, когда мама этого не понимает.
- По вашему мнению, каким должно быть взаимопонимание ребенка и взрослого, в чем оно заключается?
- Взаимопонимание строится на любви, доверии, уважении личности маленького человека. Об этом должны знать и помнить взрослые, которые рожают, воспитывают детей и рассчитывают на такую же взаимность в старости.
- Да, за эти годы было много историй, счастливых и не очень. Кому-то удалось помочь. Некоторым семьям при всем желании и привлечении разных ресурсов - материальных, административных - не удалось.
Смогли помочь мальчику, проживающему в одном из райцентров области, своевременно госпитализировав его в НИИ Бурденко в Москву, где его вовремя прооперировали. Сейчас ребенок учится в школе. С его бабушкой я постоянно на связи. Совсем недавно они оба переболели коронавирусом, но сейчас все нормализовалось, и я рада за них.
А семье, в которой было пять детей, помочь не удалось. Мать лечили от алкоголизма, отца трудоустраивали через Центр занятости. Временно их ограничивали в родительских правах, потом восстанавливали. Помогали и социальные службы, и органы опеки. Но все напрасно - мать спилась и погибла, а отец попал в места лишения свободы. Дети переданы на воспитание в приемные семьи. Старшему из них сегодня уже 20 лет.
О нерадивых матерях, пособиях и колодце
- Помогают ли чиновники?
- Помогают во многом. Например, до сих пор решаем вопрос по восстановлению прав двоих детей, которые были нарушены их матерью. Когда рожала, не имела паспорта. Дети формально не имели ни фамилии, ни имени, ни отчества – мать «забыла» оформить им свидетельства о рождении. И никакую государственную поддержку поэтому они оформить не могут. Вот уже более двух месяцев помогаю этой семье навести порядок в документах и восстановлении прав детей на социальные пособия. Помогает и управление миграции в документировании матери, и паспортный стол в получении ею паспорта, и соцзащита, и отдел пенсионного фонда в оформлении документов на пособия для детей, и даже главы двух сельских администраций и главы двух районов.
- Вопросов, которые вы уполномочены решать, много – от помощи в получении пособий до содействия в получении места в детском саду. Но, наверняка, есть проблемы и более сложные. Какие из них были для вас, что называется, «тяжелым случаем»?
- Самые тяжелые случаи это те, которые связаны с лишением родительских прав, когда все предпринятые попытки и меры так и не сподвигли родителей добросовестно исполнять свои родительские обязанности. Пример тому - мать, выпускница детского дома, родившая дочь. Мы ее всячески поддерживали и в обучении в колледже, и в обеспечении жильем, и в выплате пособий. Но вольная жизнь оказалась гораздо интересней, чем воспитание дочери, и девушка оставила свое дитя в доме ребенка. Сейчас малышку уже удочерили другие родители.
- Когда-нибудь отказывали в помощи по независящим от вас причинам?
- Даже если вопросы не в моей компетенции, никогда не отказываю в просьбах их решения. На самом деле, таких вопросов много. Например, обвалился колодец в райцентре и теперь он представляет опасность для детей, или в течение нескольких месяцев нет воды в детском саду, или у многодетной семьи за долги отключили канализацию. Одним из последних подобных вопросов было обращение матери двоих детей, которая просила установить пандус: один ребенок у нее - инвалид-колясочник, а другой еще грудничок.
Об «удаленке», лекарствах и счастье
- Были ли в вашей практике спорные вопросы лишения родительских прав родителей, например, из-за бедности в семье?
- Спорные вопросы были. Но не из-за бедности в семье. Удалось добиться ограничения в родительских правах вместо их лишения. В одном случае ограничение уже снято. В другом случае отец сейчас собирает документы на снятие ограничения в родительских правах. Надеюсь, до конца года у него все получится, и в семье будет счастье.
- Можно ли назвать выделяемые государством деньги на содержание ребенка достаточными для его полноценной жизни и достойного образования?
- Государство помогает нуждающимся семьям. Но думаю, что было бы лучше, если бы родители имели возможность легально работать и получать заработную плату, которую хватало бы на полноценное содержание детей.
- По вашему мнению, не нарушает ли «удаленное» обучение права ребенка на получение достойного образования?
Дистанционное обучение не нарушает права ребенка на получение достойного образования. Можно ведь учиться и очно и не получить качественного образования. Вопрос в мотивации ребенка, в получении им знаний. Здесь многое зависит от школы, от конкретного учителя и от родителей.
- Совсем недавно в Россию вернули из Сирии и Ирака очередную группу российских детей, четверо из которых наши земляки. Есть ли механизм предотвращения случаев кражи российских ребятишек в страны, где находятся террористы или идут боевые действия?
- Дети выехали с родителями первоначально в Турцию. Поэтому кражи детей не было. Только когда родственники заявили о розыске, детей начали искать и в Ираке, и в Сирии. В Пензенскую область вернули к опекунам уже десять детей.
- Понятие «счастливое детство» когда более приближено к своей сути: сейчас или в советские времена?
- Счастливое детство – это когда у ребенка есть мама, папа, братья и сестры, дедушки и бабушки. И когда ребенка все рады видеть, его любят и заботятся о нем. И это ощущение не зависит ни от времени, ни от места проживания.