Курс на сокращение. Вузы «рубят», что делать студентам

В течение двух последних недель два вуза лишились нескольких специальностей. Больше семисот студентов находятся  в подвешенном состоянии: им нужно решить, что они будут делать дальше – перейдут в иногородний вуз, но сохранят специальность, или же останутся в своем родном университете, но поменяют направление учебы.

   
   

Странная реформа

Вот так учишься, учишься, а потом – бац и... нет, не вторая смена, как в легендарном киношлягере, а шокирующее известие о том, что ты, вроде уже как бы и не студент. Специальность закрыта в середине учебного года и нужно срочно что-то решать.

Руководство вузов успокаивает: мол, не все так страшно, как кажется на первый взгляд, и без диплома никто не останется. Но тем, кто решит продолжить обучение по специальности, придется перебираться в другой город, а это незапланированные расходы. Оставшимся в Пензе придется выбрать другой факультет. А виной всему реформа высшего образования. Во всяком случае, такого мнения придерживаются многие эксперты. В частности, газета «Комерсантъ» приводит статистику: за три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, проводится работа по реформированию «вышки», предусматривающая сокращение количества вузов на 40%, а филиалов — на 80%.

В этом смысле пензенским универам повезло: их не закрыли, а всего лишь лишили аккредитации по нескольким специальностям. Что дает аккредитация? Она подтверждает уровень образовательных программ и соответствие качества подготовки выпускников госстандартам. Значит, можно предположить, что уровень знаний студентов на сокращенных специальностях оставлял желать лучшего. Может быть, это и так, но те же эксперты считают, что в стране взят курс на популяризацию рабочих специальностей и уменьшение доступности высшего образования. С одной стороны, это неплохо. С другой - без диплома о «вышке» на работу устроиться практически невозможно.

В ходе осенней проверки пензенского госуниверситета, которую проводил Рособрнадзор, была приостановлена аккредитация «укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки». Вуз пытался их отстоять и устранил нарушения. Однако двух специальностей он все-таки лишился – «Экономической безопасности» и «Таможенного дела».

По словам проректора по учебной работе Виктора Механова, студенты последнего курса ничего не теряют: они практически закончили учебу, а сдать экзамены и получить дипломы можно в вузах Ульяновска, Саранска и Саратова. А вот с учащимися младших курсов сложнее.

«Им предложат перейти на любою другую смежную специальность, - объяснил проректор. – Университет обязуется так переработать учебные планы, чтобы обучавшимся на «пропавших» специальностях смогли перезачесть уже пройденные учебные часы по всем предметам».    
   

Опроверг он и слухи о сокращении преподавателей: «Студенты остались в вузе. Нагрузка у педагогов будет прежней, они могут не волноваться».

Что делать?

Аналогичная ситуация сложилась в пензенском госуниверситете архитектуры и строительства. Он тоже лишился аккредитации «укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление»». Это не позволяет вузу проводить итоговую аттестацию и выдачу диплома гособразца по направлениям «Менеджмент» и «Экономика». Руководство университета сообщило студентам, что они имеют право перевестись в другие вузы. Но им от этого не легче.

Что и говорить, авторитет высшего образования в последние годы пошатнулся. У людей нет уверенности в том, что, даже платя немалые деньги, они смогут доучиться до последнего курса и получить заветный диплом. И как исправлять ситуацию – пока не понятно.

«Никто не против вузов и преподавателей, — считает архитектор, в прошлом преподаватель университета архитектуры и строительства Валерий Усов. - Вряд ли стоит возражать и против того, что высшее образование, полученное в  провинциальных учебных заведениях, далеко от совершенства. Можно говорить и о недостаточном ресурсном обеспечении вузов, о сильно изменившихся и нерадивых студентах, о надоевших аттестационных комиссиях, заседающих в специально отведённых для этого кабинетах. Можно говорить о том, что мнение и оценка самими студентами того, что происходит, никого не интересует.

Ясно одно: с высшим образованием в провинциях что-то нужно решать, и решать быстро. Причем, делать это нужно не на бегу, подчищая хвосты, а с уважением к тем, кто всё ещё верит в силу образования, и к тем, кто хочет его получить».