Культурный новодел. Зачем в Пензе решили омолодить историческую застройку

Вместо разрушенного здания должен появиться симпатичный домик. © / Елена Демина / АиФ

Российские законы отличаются парадоксальностью. С одной стороны, сносить объект культурного наследия запрещено. С другой, законом не возбраняется его демонтировать и отстраивать заново, причем  совсем необязательно на том же месте. Но вот вопрос - будет ли новостройка обладать той же историко-культурной ценностью, что и утраченный подлинник?

   
   

Разыскивается оригинал

Для большинства горожан словосочетание «культурное наследие» прочно ассоциируется с дворцами, старинными церквями и дворянскими усадьбами. Пенза подобным историко-архитектурным изобилием похвастаться не может.

Отголоски прошлого в основном сохранились в обычных деревянных и каменных домах, построенных век или два назад, но с каждым годом их количество катастрофически сокращается. Не обошла эта участь и постройки, находящиеся под охраной государства. Всего в городе 160 объектов культурного наследия (ОКН), из них 117 – это различные здания и сооружения. В последние годы их все активнее пытаются сохранить, правда, весьма странными методами. Если памятник сильно поизносился – его сносят, а затем воспроизводят  копию.

Так случилось с домом исследователя Арктики Константина Бадигина на ул. Куйбышева и с «Домом жилым» на ул. Урицкого, 56. Получилось нарядно и свежо, да вот беда - копии отличаются от оригиналов. Если на Куйбышева есть лишь отдельные неточности, то на Урицкого непонятно, что вообще воспроизвели. С таким подходом можно и вовсе остаться без культурного наследия.

Литовский след

Неудивительно, что при появлении новости о сносе очередного ОКН по улице Гоголя, 40 в рядах неравнодушных к истории горожан случился культурный переполох.

Сведения об этом доме уходят в конец 19 века, когда владельцем усадьбы был некий Сергей Сергеевич Моржин. А статус памятника дом приобрел в 1983 году, причем благодаря братской на тот момент Литовской республике. В годы Великой Отечественной войны здесь размещалось эвакуированное литовское правительство. Тут же устраивались и литературные встречи, собирался цвет литовской поэзии - Юстас Палецкис, Саломея Нерис, Людас Гира, Антанас Венцлова и Костас Корсакас. Для нового поколения литовцев подобный исторический факт явно не интересен и, скорее всего, позабыт, но только не для Пензы.    
   

«Дом по Гоголя, 40 долгое время находился в частной собственности. Мы неоднократно штрафовали хозяев за ненадлежащее содержание, но они ловко уходили от ответственности, каждый раз оформляя фиктивную продажу, - поясняет председатель Комитета по охране памятников истории и культуры Сергей Муштаков-Лентовский. – Год назад его купил Игорь Карев, руководитель компании, которая занимается реставрационными работами. Однако нынешнее состояние несущих конструкций не позволяет провести масштабную реставрацию. Износ здания составляет 87%. Поэтому было решено его снести и отстроить заново. Причем демонтаж был произведен раньше, чем получено разрешение. В результате, собственника пришлось привлечь к административному штрафу».

Реставратор-новатор

Сам Игорь Карев объясняет такую поспешность крайней необходимостью: «Дом находился в полуразрушенном состоянии. Рядом школа, старшеклассников часто тянуло на приключения в развалинах. Штраф приняли как неизбежность. Для меня, как реставратора, данный проект – дело чести. Новодела, по примеру дома на улице Куйбышева, мы не допустим. Зданию вернем его первоначальный облик из красного кирпича, без использования пластикового материала, фасадный декор тоже будет выполнен из кирпича. После восстановления, предположительно к концу следующего года, в этом доме разместится наша компания, возможно, какие-то помещения сдадим в аренду».

Что касается историко-культурной ценности такого «новодела» – вопрос спорный. Не все эксперты полагают, что его можно будет считать наследием. Но, как говорится, сколько людей – столько мнений.