Не так давно в руках главы региона сверкал «Золотой каток», и Пенза входила в топ регионов с лучшими дорогами! А теперь пришла весна, и асфальт, словно в сказке, начал таять на глазах.
Дыры на карте
В соцсетях жители области без устали выкладывают фото с выбоинами на дороге, словно соревнуясь, чей асфальт причудливей. Комментаторы вовсю иронизируют: «Даже ямы кажутся мельче», «Кратеры, как на Луне».
Однако не всем бывает смешно в таких ситуациях. Например, в районах дорогу размывает так сильно, что по ней невозможно пройти или проехать до магазина и почты, как, например, в селе Рамзай Мокшанского района. Но там и проезжая часть в последний раз ремонтировалась чуть ли не во времена СССР. А проспект Строителей в Пензе, одна из главных магистралей города, обновляется ежегодно. И все-таки каждый сезон ей снова требуется ремонт, пусть не полная замена полотна, но «заплатки» необходимы. А они тоже стоят денег.
Технология не та?
Общественники уверены: в «осечках» виновны технологии дорожников.
В плохих дорогах виноваты и ливневки, вернее, их отсутствие. Ими оборудованы не все магистрали, и застоявшиеся лужи медленно рушат проезжую часть. Во многих районах о ливневках мало что слышали. Другая беда - изношенные коммуникации, из-за них периодически проваливается асфальт. Все лето «Пензадормост» отчитывался о провалах, верней, борьбе с ними. Чуть ли не каждый месяц дорожники заделывали без малого два десятка дыр на полотне!
Кто дешевле?
Не только журналисты следят за дорожниками! На одной из сессий Законодательного собрания области представитель контрольно-счетной палаты рассказал о проверке программы «Дорожная сеть». Ревизоры нашли немало нарушений, основные из них – завышенная смета; меньший, чем на бумаге, выполненный объем работ. И использование материалов с истекшим сроком годности. В целом по госзакупкам проверяющие особенно остались недовольны первоначальной ценой, которая выставлялась на торгах. Нарушения они нашли и на аукционах, где был только один участник.
Весной антимонопольный орган по требованию Генпрокуратуры России проверит информацию о картельном сговоре при проведении торгов на ремонт дорог в Пензенской области на сумму около 400 млн рублей.
Хотя этим пензенцев не удивить. Картельный сговор дорожников – не в новинку для региона. В 2020-м три фирмы были уличены в сговоре с использованием схемы «таран»: его участники договорились занизить цену так, чтобы их соперник отказался от конкурентной борьбы. Тогда три дорожные организации и их руководителей привлекли к административной ответственности с общей суммой штрафа более 1,2 миллиона рублей.
Региональная прокуратура не скрывает: большая часть нарушений при госзакупках приходится на стройку. Не поэтому ли у регионального управления по регулированию контрактной системы и закупкам на днях поменялся руководитель?
Только вот на дороги такие перемены пока никак не влияют.