Контрафакт под градусом. Почему в пандемию алкоголь стал слаще

В Пензе задержали очередных торговцев контрафактным алкоголем. В салоне их автомобиля обнаружили более 2 000 бутылок. Этого хватит на несколько десятков новогодних корпоративов. У продавцов «левых» градусов сейчас горячая пора: под бой курантов пьют даже трезвенники и язвенники. А из-за пандемии на выпивке стараются экономить даже самые состоятельные.

   
   

Нелегальный разлив

Водку нелегального разлива выявляют не в первый раз. Не было секретом, что раньше она производилась в ночную «третью» смену на тех же предприятиях, на которых днем выпускали «градусы в законе». Сейчас ситуация поменялась. Спиртное, конфискованное недавно в регионе, производилось на подпольном заводе в Городищенском районе.

«У нас в год производится 200 млн литров нелегального алкоголя (водка, виски, ром, коньяк), - рассказывал о ситуации в России директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Плюс к этому 200 млн литров спиртосодержащих жидкостей, которые изготовлены для других целей, но их пьют, а также 200 млн литров самогона. 10 лет назад спиртосодержащих жидкостей пили мало, потому что была дешевая нелегальная водка. Причем продавалась она в обычной рознице, стояла на тех же полках магазинов, что и легальная, но стоила в 2–2,5 раза дешевле. Ее выпускали легальные заводы, тайно, не уплачивая с этого налог. Но хотя бы качество контролировали. Сейчас производство ушло в подполье, и за 10 лет качество суррогатного алкоголя снизилось».

Это хорошо чувствуют на себе пензенцы. В августе этого года на одной из свадеб после тостов за здравие молодых скончалось трое человек, еще две женщины попали в больницу. Как потом выяснилось, на торжестве разливали суррогатный алкоголь. В 2016 году на юбилее в Кузнецке отравились 16 человек, пятеро умерли: в роме, которым их угощали на празднике, оказался метанол.

И это еще не вся статистика. К наркологу Виктору Князеву обращаются клиенты, в том числе и для выведения из похмельного синдрома.

«По моим наблюдениям, большая часть пациентов употребляли алкоголь с содержанием метилового спита. Часто покупают его в гаражах, на разлив. Отличить метил от этанола «на глаз» нельзя», - утверждает врач.

Различается только цена, спиртное, проданное из-под полы, как правило, дешевле. В период пандемии, когда доходы населения падают, последнее обстоятельство оказывается весьма важным.

   
   

Цена за поллитра

Сейчас бутылка водки, исходя из данных Пензастата, стоит 275,5 рублей. Цену на нее поднимали специально, в том числе и для того, чтобы отвадить народ от крепких напитков. Эффект оказался интересным: по оценке ЦИФФРА, до 30% алкоголя в России производится сейчас нелегально. И виной тому, по мнению экспертов центра, именно высокая стоимость спиртного.

«Антиалкогольная кампания по снижению потребления алкоголя населением в условиях ценовой недоступности … вызывает пять последствий: создает проблемы легальному бизнесу; вызывает рост нелегального и суррогатного сегментов производства и потребления; развивает криминализацию алкогольного рынка; способствует росту потребления наркотиков; вызывает рост недовольства властью среди населения», - уверены в ЦИФФРе.

«Легальный алкоголь должен быть доступным по цене, - соглашается Виктор Князев. - Тогда большее количество граждан будут пить качественное спиртное, а не суррогат, как сейчас. Сегодня же даже те, кто покупает водку в торговых точках, рискует приобрести контрафакт».

Спиртное, которое разливали на подпольном заводе в Городищенском районе, предназначалось для небольших магазинов. Обыски уже прошли в Пензе, Заречном, изъято 160 бутылок нелегального алкоголя.

Первый заместитель Председателя Пензенской ТПП Владимир Паршин:
«Я против того, чтобы понижать цену на алкоголь. В этом случае понизятся сборы с акцизов, а следовательно, и поступления в бюджет. Но главное, установление фиксированных цен на спиртное, вместе с другими ограничительными мерами, дало свой результат: мы перестали считаться одной из самых пьющих наций в мире».

Наказание по максимуму

В селах своя беда с алкоголем. Чтобы получить лицензию на его продажу, нужно за нее заплатить, а еще иметь магазин с немалой площадью. Для сельских торговых точек это роскошь, они не стараются вкладываться ни в расширение магазина, ни в покупку лицензии. Потому что знают, что большой выгодой это не обернется. Ее всю сведет к минимуму продажа самогона, который в деревнях не гонят, наверное, только ленивые. Поэтому, чтобы быть в тренде, магазинчикам удобнее самим продавать самогонку из-под полы.

«Ужесточать ответственность за контрафактный алкоголь не имеет смысла, она и без того максимальна, - уверен завкафедрой «Уголовное право» ПГУ Георгий Романовский. - Выпустить в продажу дешевую водку, на мой взгляд, тоже не вариант. У нас 12 миллионов граждан находится за чертой бедности, еще есть просто бедные - они выстроятся в очереди за дешевым алкоголем. Надо повышать культуру пития, например, переходить с крепких напитков на вина. Не случайно же граф Голицын выпускал дешевое шампанское, чтобы его могли позволить себе даже крестьяне».

Но пока по употреблению вина и игристых вин Пензенская область, по данным ЦИФФРА, находится на 70-х местах в России. Зависимость между уровнем винной культуры и благосостоянием региона прямая: чем более развит регион, тем больше он пьет вина и меньше крепких напитков, на первых местах стоят Москва и Санкт-Петербург.