Кавказец с русскою душой. Как композитор из Пензы покоряет мир

Роман Давыдов / Из личного архива

В издательстве «Композитор» вышел в свет клавир оперы «Маскарад». Это первое произведение такого жанра, написанное в Пензе известным композитором и общественным деятелем Романом Тиграновичем Давыдовым. 225 страниц формата А-4, примерно два с половиной часа музыки и вокала.

   
   

Прерванный полет

«Почему взят сюжет именно  лермонтовской драмы?» – спросил я первым делом маэстро. Ответ был связан с детством: «Мама часто водила меня в театр. Однажды мы посмотрели спектакль местного русского драматического театра «Маскарад». Было мне тогда лет десять. Сюжет настолько запал  в душу, что десятки лет не давал мне покоя, пока уже в зрелом возрасте, с другими понятиями я не выплеснул в музыке все накопившееся в душе. Перечитал всего Лермонтова и влюбился в его поэзию. В результате – десятки романсов, и наконец – опера».

Родился Роман Тигранович в Баку, в семье инженеров. Армянская семья тяготела к русской культуре, потому и воспитание, и образование младший сын получил соответствующее. Отец, занимавший руководящую должность на нефтяных промыслах, даже армянскую фамилию Давидян сменил на русскую – Давыдов. Все-таки Азербайджан – это не Армения, что и доказал впоследствии карабахский конфликт. Многие армяне покинули тогда родной для них город.

В детстве Роман отличался от сверстников особым пристрастием к музыке. Он даже вместо танков, которые рисовали все мальчишки, рисовал ноты. Родители заметили это увлечение и отдали его в музыкальную школу, где паренек сразу выделился из общей массы учеников. Учительница решила показать его профессору Бакинской консерватории. Послушав фортепианные импровизации, тот произнес сакраментальную фразу, которую Роман Тигранович помнит до сих пор: «Из этого мальчика выйдет все, или ничего».

После музыкального училища Давыдов был принят концертмейстером в Бакинский театр оперетты, где и проработал семь лет, пока не случилась трагедия. Во время поездки с гастролями по горным дорогам, жена и дочь погибли в автомобильной катастрофе, а сам Роман стал инвалидом. К тому времени он уже учился в Горьковской консерватории по специальности «композиция».

Совмещать работу и учебу далеко от дома было трудно. К тому же требовалось дневное, а не заочное обучение. Ректор консерватории благоволил к талантливому студенту, но всему есть предел. Однажды, когда он в очередной раз отчитывал «прогульщика», в кабинет позвонил директор Кузнецкого музыкального училища, над которым шефствовала консерватория, и попросил помочь кадрами. За год до этого разговора во время гастролей театра в Пензе секретарь обкома КПСС Георг Мясников сделал Давыдову предложение поработать в нашем городе. Так все и сошлось.

   
   

Орган в душе

Пенза встретила его приветливо. Роман активно занимался преподавательской и общественной работой. Был руководителем объединения начинающих композиторов, членом обкома ВЛКСМ. В 1992 году возглавил Пензенскую школу искусств для одаренных детей. Через пять лет был принят в члены Союза композиторов России, а потом создал и в Пензе региональное отделение Союза, возглавив его. И все это время писал музыку, которой восхищались и взрослые вокалисты, и совсем юные. Недаром на Международном фестивале детской музыки в Израиле было сыграно огромное количество его пьес. Давыдову даже присвоили звание «Фаворита фестиваля».

Однако главным в творчестве композитора все же остается музыка для органа. Писать ее Роман Тигранович начал после семейной трагедии. В ноябре прошлого года в органном зале областной филармонии вновь звучали его произведения - «Кавказская симфония», «Пассакалия» и т.д.

«Органная музыка Романа Тиграновича воплотила в себе все лучшее, что было накоплено в этом культурном срезе веками», - считает лауреат Международных конкурсов, доцент Московской консерватории Мария Макарова.

Быт не главное, но все же… В однокомнатную квартиру на улице Карпинского Дывыдов перебрался десять лет назад после смерти второй жены Майи Максимовой, в старой все напоминало о ней.  Но беда, как известно, не приходит одна – случился инсульт. Инвалидность прервала его общественную, но не творческую деятельность. За эти годы написано больше, чем за все предшествующие.

Стараниями местных чиновников, оценивших его заслуги, запущенная квартирка в прошлом году была приведена в божеский вид: сделан евроремонт, куплен современный инструмент. Для обслуживания нужд ограниченного в движениях, но сохранившего ясный ум творца выделен соцработник.

«Для меня быт второстепенен, главное – успеть записать музыку, которая звучит во мне», - искренне говорит композитор, и я абсолютно ему верю.