Надзорные органы заинтересовались договорами, которые заключают ресурсники с муниципалитетами.
Кто в доме хозяин?
В Пензе скандал городского масштаба. Концессией, заключенной между администрацией Пензы и ЗАО «Пензенская горэлектросеть», заинтересовалась ФАС. В 2022 году было подписано соглашение между городом и акционерным обществом. Город передавал объекты электроснабжения. «Пензенская горэлектросеть» обязалась провести их модернизацию, ремонт, снабжать электроэнергией, подключать объекты электроснабжения.
Регулятор обратил внимание на дополнительное соглашение от февраля 2024 года и на то, как трансформировались договоры аренды. По мнению регионального УФАС, муниципальное имущество – объекты электроснабжения – были переданы без проведения конкурса. Также мэрия без согласования с антимонопольным органом внесла изменения в концессионное соглашение и продлила срок договора аренды муниципального имущества, который фактически прекратил своё действие.
Антимонопольная служба утверждает: при этом было нарушено законодательство о защите конкуренции. Нарушения потребовали устранить. УФАС дополнительно указывает: вынесенное им предупреждение муниципалитет не оспаривает. Но история явно будет долгой. В Арбитражном суде Пензенской области зарегистрировали новое дело: "Пензенская горэлектросеть" требует, чтобы администрация Пензы подписала дополнительное соглашение к концессии.
Сейчас пензенцы в соцсетях обсуждают: случайно ли мэрия нарушила закон или при этом был соблюден чей-то корыстный интерес?
Была ли в этом деле коррупционная составляющая, предстоит разбираться правоохранительным органам. Сотрудники УМВД России по г. Пензе проводят «доследственную проверку по факту правомерности заключения концессионного соглашения в отношении объектов электроснабжения».
Но пензенцев больше волнует другое. Появились вопросы к тому, как рассчитывался тариф за электричество и траты на уличное освещение в городе.
Этот случай – не единственный, когда у надзорных органов возникают вопросы к концессиям. В августе этого года прокуратура сообщала о расторжении подобного договора в Колышлее. Администрация района ещё в 2016 году заключила соглашение с ООО «Ресурс», оно касалось объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения. Муниципалитет передавал своё имущество, а взамен «Ресурс» должен был осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения. Но партнёр так «исправно» выполнял свои обязанности, что муниципальное образование не получило паспорт готовности к отопительному сезону 2023-2024 годов.
Жалобами в отношении другого ресурсника – «Т Плюс» - полны все соцсети. Компания сейчас собирает сообщения от пензенцев об авариях и отсутствии тепла в квартирах.
Тариф и цены
«В концессию, как правило, передают сети, которые требуют капитального ремонта. Объясните, какой концессионер будет вкладывать в чужое имущество свои деньги? А вкладывать придётся, потому что тех средств, которые он будет получать за услуги в виде платы от населения, ему вряд ли будет хватать, - поясняет Владимир Лощинин. – Деньги берутся из тарифа. А всегда ли он устанавливается из экономической целесообразности? У нас, определяя планку тарифа, смотрят и на то, насколько посильным он будет для населения. Из-за этого его размера может не хватать на все расходы, которые будет нести концессионер. Он и не несёт. Работает как временщик. Таких примеров в районах области масса».
Разговор о цене нередко становится камнем преткновения. Именно стоимость мусороперерабатывающего завода стала официальной причиной того, что региональное Министерство ЖКХ и ГЗН потребовало в суде расторгнуть концессионное соглашение с ООО «Маг Груп Пенза», оно должно было построить объект. Планировалось, что завод заработает ещё в 2023 году, но стройка до сих пор не начата. Мусорная реформа в регионе буксует.
«Можно идти другим путём: например, создавать МУПы по обслуживанию сетей, искать средства на их модернизацию, входить в федеральные программы, - обращает внимание Владимир Лощинин. - Но передавать в концессию – удобнее. Всегда есть тот, на кого можно будет свалить все провалы. По сути, концессионный договор – это уход властей от ответственности».
Мнение
Социолог Анатолий Бодров:
Тут только одна проблема, которую очень тяжело решить: где найти таких ответственных инвесторов. Ведь они должны понимать, что прибыль по договору концессии не получат как минимум лет семь, они будут вкладывать её в модернизацию. По сути, такие партнёры заменяют собой государство.
Если кто-то скажет, что уже завтра приведёт такого инвестора, то можно будет подозревать наличие коррупционного фактора. Таких концессионеров надо долго искать, потом с ними работать, возможно, уговаривать. Это дело не одного месяца и даже года.
Да, можно не заключать концессионное соглашение, а попытаться получить федеральный инфраструктурный кредит у государства. Но то же самое хотят сделать и другие 88 регионов, по сути, мы находимся в жёсткой конкурентной среде. Тот факт, что регион смог получить большой инфраструктурный кредит на покупку троллейбусов, можно считать большой удачей. Поэтому муниципалитеты и обращаются к концессионному соглашению. Но далеко не всегда это заканчивается удачно».