Грязное дело. Помогут ли видеокамеры в борьбе с мусором?

Виктор Крутов / АиФ

На последней сессии Пензенской городской Думы депутаты опять заговорили о мусоре. Один из народных избранников отметил, что в борьбе со свалками очень помогает установка камер. Он привёл в пример контейнерную площадку на улице Ульяновской. Там складировали старую мебель, строительный мусор и другой хлам. 

   
   

В результате выросли целые мусорные горы. После того, как была установлена камера, ситуация изменилась, хоть и не сразу. Правда, в сети потом иронизировали: «Мусор не исчез, он «передислоцировался» на другую площадку. Надо и туда поставить комплекс фото- и видеофиксации?»

Свалки под контролем?

Вывоз мусора, особенно крупногабаритного, – больная мозоль и для жителей региона, и для властей. Особенно недовольны жители многоквартирных домов: возле контейнеров, предназначенных для бытовых отходов, скапливаются их крупногабаритные «коллеги», вывозят их нерегулярно. Этот вопрос на той же сессии поднял мэр Пензы Александр Басенко. Он предложил наказывать рублём горожан, которые оставляют строительный мусор там, где не следует этого делать. 

«Штраф в размере одной тысячи рублей несопоставим с расходами на наём ломовоза, который вывозит эти свалки. Один рейс в зависимости от района обходится от 14 до 18 тысяч рублей. С потерями бюджета несопоставимо», – настаивал он на своём.

Это предложение народные избранники одобрили и вышли с инициативой в Законодательное Собрание Пензенской области. 

В сети стали ещё больше спорить: «А почему надо обязательно штрафовать? Почему нельзя организовать вывоз хлама? Разве нет организаций, которые этим занимаются?» Организаций и ведомств много, но не совсем понятно, кто за что отвечает. И между собой они договориться не могут.

   
   

Забрать и уничтожить

В мэрии Пензы утверждают: «Крупногабаритный мусор (старую мебель) с контейнерных площадок вывозит регоператор «Управление благоустройства и очистки».

Прочие навалы бытового мусора (ветошь, порубочные остатки, сухая стерня и другие твёрдые коммунальные отходы) с муниципальных контейнерных площадок забирают администрации районов в рамках муниципальных контрактов. Содержание контейнерных площадок, расположенных не на муниципальных территориях, – обязанность организаций, за которыми закреплены данные объекты».  

Строительный мусор – это все отходы, которые образуются при демонтаже, ремонте или строи-тельстве в многоквартирном доме. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. 

«В обязанности регионального оператора не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался. Их вывоз и утилизация должны производиться отдельно от твёрдых коммунальных отходов. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность. Для утилизации строительного мусора юридические или частные лица самостоятельно осуществляют поиск и заключение договора с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов», – пояснили в мэрии Пензы.

Так кто же специализируется и сколько за свою специализацию берёт? Региональный оператор согласился вывезти крупногабаритный мусор, если около многоэтажки установлен специальный контейнер (такие есть не везде). А вот строительные отходы организация вывезет только за дополнительную плату собственников. Для этого необходимо заключить соответствующий договор, после чего на место прибудет машина со специальным бункером и вывезет всё ненужное. Такая услуга стоит 5 тысяч рублей. Заключать договор, а потом ещё, возможно, утверждать его на собрании собственников – дело долгое и недешёвое.  

Член общественного совета при региональном Министерстве ЖКХ и ГЗН Владимир Лощинин:
«Региональный оператор почти никак не контролируется. За ним должны следить в Министерстве ЖКХ и ГЗН Пензенской области, но никаких результатов работы я не вижу. Структуры обращения с ТКО, кстати, тоже нет. Реестр площадок ведётся непонятно кем, в его электронной версии ни подписей, ни других опознавательных знаков, а бумажной версии документа не существует. Размыта ответственность, размыты полномочия. Чем конкретно занимается каждое из ведомств? Я часто поднимаю этот вопрос, но никогда не могу услышать на него вразумительного ответа. А между тем этот вопрос вполне можно решить: все функции должны быть переданы региональному оператору. Сделать это возможно, для этого надо, чтобы органы местного самоуправления и региональный оператор заключили соответствующий договор, но я таких за время своей работы нигде в области не встречал».

Корреспондент penza.aif.ru попытался найти варианты попроще. Он обзвонил номера грузотакси, но они от просьб вывезти строительный мусор отказались наотрез.

Есть частники, которые занимаются именно вывозом крупногабаритов и отходов строительства. За свои услуги берут от 3 500 рублей за час. В зависимости от объёма некоторые организации предоставляют скидки. Вот только куда именно они его отвозят, выяснить так и не удалось. Перевозчики, как могли, уходили от ответов. О том, что отправят его на полигон под Чемодановку, так никто и не сказал.
«Какая вам разница, куда мы его денем? – удивлялся один из частников. – Вам надо вывезти, мы его вывезем».

Похоже, и в этом случае мусор просто передислоцируется.