В Пензенской области назначен и.о. главы администрации Колышлейского района: им стал бывший начальник отдела полиции и руководитель аппарата администрации Заречного Вильдан Узбеков. Это уже не первый случай, когда чиновник перемещается из одной сферы в другую.
Назначение, скорее всего, не последнее. После выборов Иван Белозерцев предупреждал, что ротация глав районов не за горами. Перемены возможны, хотя и маловероятны, в правительстве области: официально большая часть кабинета министров до сих пор пока имеет приставку «врио». Направление бывшего главного зареченского полицейского на пост главы района стало еще одним поводом для того, чтобы вспомнить, как куются кадровые резервы для госслужбы. А предстоящие новые рокировки в области - поговорить о том, когда новое назначение – это своеобразный «золотой парашют» для чиновника в отставке.
Разные судьбы губернаторов
«Золотые парашюты» бывают разными. Одни госслужащие выписывают для себя любимого перед отставкой премии с многозначным количеством нулей. Другие действуют мудрее, обеспечивая перед уходом новое достойное место заработка.
Конечно же, этим капиталом может быть багаж знаний и опыта, накопленный за время работы на казенном месте. Если посмотреть на топов пензенской политики - в частности мэров и губернаторов - то можно убедиться в правильности этого тезиса. Почти всех экс-мэров областного центра можно найти в сфере бизнеса, причем в «тяжеловесных» отраслях: Александр Калашников и Александр Пашков ушли в строительный бизнес, Роман Чернов начальствует в «ТНС-Энерго», заммэра Юрий Ильин возглавил «Горводоканал».
«В случаях назначений на должность чиновники еще действуют по принципу «помогу сейчас - помогут мне после», считая, что этим могут себя обезопасить от жизни на обочине после конца карьеры», - высказывается Сергей Борисов.
А я возьму военных
Отдельной темой для разговора являются представители силовых ведомств. При всей внешней взаимной неприязни эти структуры очень похожи с органами власти, а высокопоставленные пенсионеры в погонах добиваются значимых должностей. Командиров в отставке ценят за исполнительность и порядок. Особенно если они умеют перестраиваться на гражданский лад. Тот же зареченский Вильдан Узбеков зарекомендовал себя и как сильный начальник отдела полиции, и как яркий руководитель аппарата администрации.
К этой категории подходит и действующий министр труда, демографии и социальной защиты Пензенской области Алексей Качан, прослуживший в рядах ВС РФ 13 лет, а потом 10 лет работавший начальником Центра социального обеспечения регионального военкомата. «Звезды» на погонах позволяют строить карьеру без оглядки на возраст, что доказал генерал-майор Александр Плющ, в 65 лет возглавивший ОАО «Сельская здравница».
Не менее успешны бывшие работники из органов внутренних дел. К примеру, главные гаишники области удачно трудоустроились: Сергей Буйлов - на посту начальника управления транспорта Пензенской области, а Владимир Едалов - на месте главы Сосновоборского района.
Коллеги из УМВД тоже имеют хорошие должности: экс-глава УВД Александр Гуляков возглавил самый крупный вуз региона, занявший позже должность Юрий Рузляев пошел в технопарк «Рамеев». Их коллега, бывший глава УФСИН Александр Горшков, руководит Тамалинским районом. Большая часть из перечисленных перешла на «государеву службу» еще не в преклонном возрасте, имея силы и задор для работы.
«Силовики также имеют отношение к власти, а долгое нахождение во властных структурах делает их полноценными участниками управления процессами, потому их появление на госдолжностях неудивительно», – объясняет Сергей Борисов.
Круговорот чиновников в правительстве
Отдельная тема для дискуссии – чиновники из правительства области, их сменился не один десяток. Некоторые ушли из кабмина, и теперь их можно лицезреть в числе советников крупных компаний или даже в руководстве организаций. Зампред Андрей Кулинцев, министр экономики - Олеся Сафонова - примеры таких рокировок.
Однако иногда министр может получить должность пожиже: например глава минлесхоза Николай Аргаткин уехал руководить Иссинским районом.
«В последнее время есть ряд случаев, когда управленца могут назначить даже без профильного образования, если он наладит систему работы в учреждении. Возможно, что главврачом станет человек без диплома о медобразовании, а в школу придет директор, не учившийся в педагогическом вузе», - продолжает Сергей Борисов.
Случаи «работы не по специальности» были: Валентин Клячман, строитель по специальности, возглавил областной спорткомитет, правда, на год. Олег Синенков с дипломом «инженера-конструктора», ушел из департамента СМИ в школы.
При этом немалая часть госмужей находятся в «резерве», который всегда можно использовать по мере надобности. Примером такой политики является Виктор Рубцов, бывший вице-губернатор, начальник аппарата, пропавший с радаров во второй половине десятых годов и эпично вернувшийся в 2019 на должность гендиректора пензенского медиахолдинга.
Районная круговерть
В районах области можно найти немало лиц, которых интересующиеся политикой пензенцы спокойно узнают. Например, глава Железнодорожного района Юрий Щеглов поработал в школе № 58, а затем возглавил Земетчинский район. Но при этом не стоит говорить, что руководство района - это стопроцентная «пенсия» чиновнику.
Примерами движения «из провинции в город» является министр образования Александр Воронков, бывший глава Бессоновского района.
Резерв госслужащих – штука тонкая. Наполнить его тяжело. Поэтому и перемещаются чиновники с места на место. Но уж если попал в число достойных, то можно быть уверенным, что будущее твое обеспечено. И пусть недруги гадают, что стоит за новым назначением – аналог «золотого парашюта» или дефицит кадров как во власти, так и в бизнесе.
Главное – не впасть ненароком в немилость руководителю и не попасться на каком-нибудь коррупционном скандале.