Старшее поколение хорошо знает Татьяну Мартынову. Она «входила» в дома пензенцев с нажатием кнопки телевизора. Недавно ей исполнилось 80 лет.
По адресу
Мы сидим с Татьяной Викторовной в ее уютной кухне и перебираем фотографии, которым полвека. На уникальных черно-белых снимках и пожелтевших от времени газетных вырезках запечатлена вся жизнь моей собеседницы - первого диктора пензенского телевидения.
Первой передаче местного телевидения более 60 лет. А первую получасовую оригинальную программу провела она, Татьяна Мартынова. Ей в ту пору было 19 лет. На телевидение она попала случайно. Услышала от знакомых о конкурсе ведущих и решила попробовать.
«В 1958 году телевидение только начинало завоевывать новые территории нашей страны, - вспоминает Татьяна Викторовна. - Летом над городом уже возвышалась телебашня, а в августе начались пробные передачи. Их вела техник телецентра Галя Капустина. Готовых кадров для телевидения не было. Операторами становились фотографы, в тележурналисты пришли «газетчики», а режиссерами стали работники театра. В конкурсе дикторов участвовали красивые, яркие женщины. С прическами. А у меня коса до пояса. Волновалась жутко. Мне дали прочитать текст, а потом попросили пройтись. Я все выполняла и думаю: «Куда я пришла?»
А пришла Татьяна Викторовна точно по адресу: телевидение стало ее судьбой.
Икона стиля
В те далекие годы одежду ведущие подбирали самостоятельно. Следя за модой и изыскивая возможности для приобретения качественных материалов, настоящими иконами стиля стали именно дикторы телевидения.
«Наряды мне шила знакомая портниха, - рассказывает Татьяна Мартынова. - Тогда и выкройки были в дефиците, не говоря о добротных тканях. Мы, дикторы, первыми продемонстрировали красоту кримпленовых костюмов и новых причесок».
Вскоре Татьяна Викторовна стала иконой стиля. Ее называли образцом женственности и красоты, копировали прическу и наряды. «А знаете, что было главным? Не костюмы. Борьба с весом! - неожиданно раскрыла секрет моя собеседница. - Нам нельзя было толстеть. В кадре был виден любой лишний килограмм. Поэтому когда все нормальные люди спали, я на улице со скакалкой прыгала до седьмого пота. Я всегда хотела выглядеть ухоженно, свежо. Это нормально. Дикторы советского телевидения, на которых мы равнялись, были эталоном - Виктор Балашов и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Анна Шилова, Валентина Леонтьева и Анна Шатилова. Дикция и звучание голоса играли очень важную роль. Мы специально ездили в Москву учиться у корифеев».
О вольности в эфире
«Мне иногда снятся наши летучки по вторникам и репетиции, - признается Татьяна Викторовна. - Диктору нельзя было вносить в текст изменения. Ни единого слова. Даже в интервью нужно было задавать только утвержденные вопросы. Ни каких импровизаций! Телесуфлеров не было. Приходилось учить тексты наизусть.
Однажды на передачу пригласили секретаря обкома ВЛКСМ Бориса Зубкова. Он рассказывал о визите в Индию, о том, что видел, с кем беседовал. А в конце - о своей прогулке на слонах. Он так интересно рассказывал, что Татьяна Викторовна воскликнула: «Я тоже хочу покататься на слоне!» После эфира ее вызвал на «ковер» директор и стал выговаривать, так, что мурашки по спине: «Это что за номер? Вы, может, и на Запад захотели?»
Навсегда запомнила наша землячки и встречи с Михаилом Жаровым и Татьяной Самойловой: «Жаров в жизни оказался таким же хохмачом, как и на экране. Подали ему стакан воды. Он выпил, поморщился, подмигнул. Нас спрашивают, мол, что вы ему налили? Обычную воду из графина. Такой он был весельчак… А Татьяна Самойлова, напротив, оказалась очень застенчивой. Перед эфиром она волновалась, все время поправляла прическу и тихо спрашивала: «Хорошо ли я выгляжу?». И это величина мирового уровня!»
Сегодня Татьяна Викторовна живет спокойной размеренной жизнью в кругу близких. «Возраст? Не чувствую. Хожу на занятия скандинавской ходьбой, плаваю в бассейне, а летом «отдыхаю» на дачном участке», - говорит Татьяна Викторовна. Ее любимые занятия - просмотр передач по «Культуре» и, конечно, ГТРК - надо же следить за ростом и успехами молодых ведущих своего телеканала.