«Художник так видит». Герман Феоктистов о «Кентавре», Ленине и красоте

Анна Логинова / АиФ

Совсем недавно прошла выставка пензенского скульптора Германа Феоктистова под названием «Земляки», приуроченная к 60-летию мастера. Его работы можно увидеть и в самом центре Пензы. Именно он один из авторов «Пензяка толстопятого» и «Ювелира», что стоят на улице Московской. О том, как позируют натурщицы и каких памятников не хватает областному центру, Герман Феоктистов рассказал корреспонденту «АиФ»-Пенза». 

   
   

Встреча состоялась в студии скульптора, где он создаёт свои работы с 2012 года. Это дом, где 8 и 9 этажи специально отводились под мастерские. Судя по тому, какое количество экспонатов находится здесь, понятно, что творческий кризис художнику, отметившему 60 лет, не грозит.

Досье
Герман Феоктистов. Родился в Пензе в 1962 году. С 1980 по 1985 годы учился в Пензенском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете. С 1985 года занимается скульптурой в жанре мелкой пластики, а с недавнего времени – в жанре городской скульптуры. Участвовал в международных выставках и конкурсах, проводимых, в том числе, в Болгарии, Канаде, Украине, России. В 1996 году три его работы, представленные на выставке предметов ювелирного искусства, посвященной 150-летию Карла Фаберже (Санкт-Петербург), были удостоены диплома I степени в номинации «Украшение интерьера». Работы пензенского скульптора украшают не только частные коллекции, но и подарочный фонд Совета Федерации, Музей истории Москвы, болгарский Дом Сатиры и Юмора.

Гойко Митич и Гражданпроект

Анна Логинова, «АиФ-Пенза»: Герман Михайлович, вы по образованию архитектор. А почему стали скульптором? Совсем не нравилось строить здания?

Герман Феоктистов: До того, как стать скульптором, работал в Гражданпроекте 3,5 года, во время отпуска делал детские площадки, создавал деревянных сказочных персонажей. Потом понял, что проектирование зданий - не моё, занялся скульптурой.

– У вас много работ на индейскую тематику. Откуда такой интерес?

– С детства. Много смотрел фильмов с Гойко Митичем (югославский, сербский и германский киноактёр, режиссёр и каскадёр, прославился как исполнитель ролей индейцев. - Корр.). Индейцы виделись мне благородными, сильными героями, живущими в гармонии с природой. Это сейчас в Интернете всё можно найти, а раньше с этим было сложнее: благо существовал и до сих пор существует фестиваль индеанистов, они изучают культуру североамериканских индейцев.    
   

Моя первая работа на эту тему получилась не сразу. Я увидел картинку в журнале «Вокруг света» и захотел сделать скульптуру индейца. Но там изображение было нечёткое, к тому же я в то время не очень был, так сказать, в теме. И вот по мере того, как узнавал информацию, я из раза в раз переделывал свое творение, хотел, чтобы всё было достоверным до мельчайших деталей. Сам я до сих пор бываю на фестивалях индеанистов, когда есть возможность. Несколько лет назад с товарищем проплыл на настоящем индейском каноэ.

– Им легко управлять?

– Ну, это уметь надо! (смеётся). У каноэ нет руля, так что один человек гребёт, скорость набирает, другой направляет судно, куда следует.

«Пропуск», «Ювелир» и «Пензяк толстопятый»

– Сейчас ваши работы известны каждому пензенцу: те же «Ювелир» и «Пензяк толстопятый» стоят в самом центре города. У них есть реальные прототипы?

– Я их делал не один, а в соавторстве с Валерием Кузнецовым. «Ювелир» - это частный заказ от владельца ювелирных магазинов Максима Ломоносова, он хотел воплотить в бронзе своего дядю, ювелира Владимира Ломоносова. Мы взялись за работу. Где-то на половине пути позвонил заказчик, сказал, что родственники не разрешили делать такую скульптуру. 

Фото: АиФ/ Елена Никитина

Я предложил тогда использовать собирательный образ ювелира. В итоге родственники всё же дали согласие, и сейчас на улице Московской стоит скульптура, изображающая реального человека, а не абстрактного представителя профессии. 

Фото: Официальный сайт Администрации ЗАТО город Заречный Пензенской области

«Памятник пропуску» в Заречном и «Пензяка толстопятого» мы делали также вместе с Валерием. «Пензяка» слепили из пластилина в натуральную величину, сняли форму, увезли в Смоленск, там уже литейщики сделали свою работу. «Толстопятый» отлит из 16 кусков бронзы. Отлили, заварили, стали обрабатывать. Сроки были очень маленькими, нужно было быстро всё сделать, готовили памятник в 2018 году к 4 ноября, а начали над ним трудиться в августе. Работали с утра до вечера. Патину (особый налёт разных оттенков, который образуется на поверхности меди, бронзы и латуни. – Корр.) делали уже без нас, натёрли воском и привезли в Пензу.

– У часового из «Памятника пропуску» в Заречном тоже есть прототип? Какой-то реальный прапорщик?

– Нет, это собирательный образ.

Много шума из-за места

– Что бы вы сказали тем, кому «Толстопятый» пришёлся не по душе?

– Были негативные отзывы, связанные с тем, что я изобразил, по сути, анекдот, а не реальное историческое событие. Многим это не понравилось, хотя я и не утверждал, что легенда соответствует действительности. Это такая же часть русского фольклора. «Пензяк толстопятый» стоит там, где надо – в сквере «Пословицы и поговорки».

Фото: Пресс-служба Правительства Пензенской области

– В своё время много шума наделал «Кентавр», который сейчас находится на Фонтанной площади. Вы согласны с теми, кто критикует скульптуру?

– Юрий Ткаченко, заслуженный художник РФ, выполнил работу качественно. Другое дело, что его мало кто понял, ведь для каждой работы нужен свой зритель. Такая ситуация, как я считаю, произошла из-за того, что заказчик выбрал не самое подходящее место для «Кентавра». Вот стоял бы он, например, на «Чистых прудах», уверен, отзывы были бы не такие категоричные.

– А как вы относитесь к тому, что в каждом городе нашей страны есть памятник Владимиру Ильичу Ленину?

– У нас Ленин стоит правильный, работы знаменитого скульптора Вучетича. А вот в Малой Сердобе, например, вождь мирового пролетариата выполнен в бетоне с головой, не пропорциональной телу, в Чаадаевке Ленин вовсе покрашенный синей краской, а в одном из городов вождь стоит с двумя кепками: одна на голове, другая в руке. О чём это говорит? О том, что скульптуру делали лишь для того, чтобы она была. Вот у нас Ленин самый подходящий.

– Какой памятник лично вы могли бы предложить Пензе?

– Будет правильно поставить памятник Алексею Турищеву, автору музыки к песне «Варяг». Он, правда, не местный, родился в Калуге, служил в Изборском полку на территории Пензы, встретил здесь свою супругу и до конца дней прожил в нашем регионе. Он преподавал в музыкальном училище (в здании на улице Богданова). Я бы изобразил его 15-летним: в этом возрасте он сочинил своё произведение. В репертуаре каждого духового оркестра есть «Варяг». А в Интернете иногда пишут, что автор песни неизвестен! Хочется восстановить историческую справедливость. Ещё у меня была идея поставить рядом со зданием цирка фигуру клоуна с барабаном, но цирк пока не достроили.

«Земляки» и «Ева»

– Недавно прошла ваша выставка «Земляки». Кого из земляков туда отбирали? Есть ли среди них знаменитости?

– Это работы разной тематики, их объединяет то, что все эти фигуры выполнялись с лицами моих знакомых и друзей. Например, я был знаком с одним электриком в театре. Это был человек с интересными чертами лица, у него всегда были очень грустные глаза. В композиции «Конец пути», где ковбой сидит возле мёртвой лошади, у ковбоя его лицо. Своего сына я изобразил в образе Алёши Поповича, своих родителей такими, какими они были в молодости. Так набралось 115 работ.

– Ваша выставка «Ева», которую вы делали в 2018 году, была посвящена женской красоте. В экспозицию входило 60 скульптур и 40 графических работ. Не стеснялись девушки позировать обнажёнными?

– Я этих девушек хорошо знаю. Позировали они для работы, не для выставки, нормальные девчонки, которые прекрасно понимали, для чего нужна обнажённая натура. В этом нет ничего пошлого или стыдного.

– Какие планы на будущее?

– Хочу в 2025 году сделать выставку, посвящённую индейской теме. У меня около 100 работ, есть что показать. Возможно, приедут знакомые индеанисты, всё начнётся с танцев ребят в индейских костюмах, с песнями. Будет ярко, красочно и интересно!

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.