В начале года традиционно отмечается несколько памятных дат Великой Отечественной войны. Снятие блокады Ленинграда, окончание Сталинградской битвы. За фронтовыми подвигами далеко не всегда вспоминают о героизме тех, кто стоял у станка. 24 января в России отмечают День тружеников лёгкой, пищевой и текстильной промышленности в годы ВОВ. А в начале февраля вспоминают тех, кто стал членами движения «тысячников» - работников, которые многократно перевыполняли нормы выработки.
Отец сурской оборонки
Несмотря на то, что накануне Великой Отечественной войны Пензенская область считалась аграрным регионом, здесь находились крупные промышленные предприятия: Завод имени Фрунзе, завод №740 (нынешний «Пензмаш»), завод №163 (будущий ННП «Эра»), Никольский стекольный завод. На пензенские земли эвакуировали предприятия с территорий, которые оккупировала немецкая армия.
Так сурский край стал регионом, где начала активно развиваться оборонка.
Большую роль здесь сыграл нарком минометного вооружения СССР Петр Паршин, уроженец Каменки.
«Прошедший путь от простого рабочего железной дороги до народного комиссара, Петр Иванович содействовал эвакуации машиностроительных предприятий. С точки зрения логистики это было правильное решение – Пенза находилась относительно недалеко от линии фронта, в городе был крупный железнодорожный узел на станции Пенза-3», - рассказывает сотрудник Пензенского краеведческого музея Сергей Юдин.
О результатах работы пензенской промышленности в годы Великой Отечественной известно немало. На ЗИФе произвели почти каждый четвёртый выпущенный в годы войны взрыватель для боеприпасов. На Пензхиммаше почти ежесуточно производилась одна установка залпового огня.
Но не только за количество станков и снарядов Пенза позднее получила звание «Города трудовой доблести». Награду в первую очередь заслужили люди.
320% героического
Один из них – Юрий Седов. На завод №740 (нынешний «Пензмаш») он пришел токарем осенью 1943 года, когда ему было только 17 лет.
«Юрий Владимирович начал закрывать сменные и месячные производства. Вместе с такими же ребятами получил звание «Гвардеец тыла», позже - звание стахановца. После войны для Юрия Владимировича не закончилось время подвигов. На первой послевоенной вахте он внёс изменения в технологию скоростной и силовой резки металлов и перевыполнил норму почти в 15 раз! При этом он уже был наставником для молодых работников завода», - продолжает Сергей Юдин.
В музее сохранились воспоминания и о другом юном рабочем, Анатолии Круглове. В 17 лет он стал бригадиром на заводе ЗИФ, перевыполнял требуемую норму взрослого работника на 320%! Об отношении пензенца к труду говорит одна фраза, которой он ответил на предложение отдохнуть: «Мне не время отдыхать, я хочу работать так, чтобы все силы отдавать фронту, а у меня их много, поэтому я буду работать».
А устать было от чего. Судя по воспоминаниям, парень работал сразу на пяти станках, не отходя от техники по несколько суток. Были дни, когда Анатолий спал в ветоши, рядом с рабочим местом…
«Сложно найти слова для описания условий труда, - рассказывает Сергей Юдин. – Лучше просто рассказать о рабочем дне. Продолжительность его составляла 12-14 часов в сутки. Каких-то перерывов на обед или отдых не было предусмотрено. Помещения заводов почти не отапливались. Выдаваемый паёк был скудным: 800 грамм хлеба ежесуточно, небольшое количество консервов, сахара, жиров. И при этом основной контингент рабочих состоял из женщин, стариков, детей».
В подшивках газет военного времени в каждом номере рассказывалось о перевыполнении планов в 3-5 раз, распространении движения стахановцев. Пензенские историки Павел Кашаев и Виктор Кондрашин в своей статье «Пенза – город трудовой доблести» приводят следующие цифры: к концу 1943 года на предприятиях Пензы насчитывалось 226 комсомольско-молодёжных фронтовых бригад, 235 человек носили звание «Гвардеец тыла». Всего в годы войны было организовано 1500 таких бригад, охватывавших 14 тыс. рабочих. Также учёные добавляют, что в это время на заводах 80% трудящихся составляли женщины и подростки.
«Нам ещё детей не хватало!»
Как объясняют историки, деятельность предприятий и жизнь рабочих в годы войны долгое время не изучались. Потому воспоминаний о тех временах осталось не так много. Сейчас ситуация исправляется благодаря проекту Краеведческого музея - сайту «Пенза - Город трудовой доблести». Среди материалов можно найти воспоминания об условиях труда в военные годы.
Сложно читать письмо пензячки З.С. Салтыковой. Мама привела её на «Пензтекстильмаш» в 14 лет. «Мои поношенные … детский капор и старенькое пальтишко, большие подшитые валенки делали меня похожей на ребёнка. Я помню, как удивлённо посмотрела на мою маму мастер тарного цеха, где работали почти одни подростки. Она так и заявила маме, горестно сокрушаясь: «Нам ещё детей не хватало! И что я с ними буду делать?», - рассказывает женщина в письме, хранящемся в фондах государственного архива Пензенской области.
Работа нашлась и детям. Подростки сбивали тару для мин и снарядов, также приходилось помогать рабочим завода в формовке деталей. 14-летняя девочка вспоминает, что от недосыпа она буквально падала по дороге домой. «Я шла словно в забытьи. Ноги сами несли меня к дому. Временами я словно проваливалась куда-то, теряя направление и ощущение собственного веса. Очнуться меня заставил сильный удар в лоб. Удар был настолько сильный, что я села. Сон сбежал моментально. Я обернулась, ища причину, столь бесцеремонно разбудившую меня. Кругом никого. Лишь в метрах полутора стоял телеграфный столб. Возле него я и села», - приводит воспоминания пензячка.
Пока опубликованных на сайте биографий не так много, но краеведы хотят продолжать поиск сведений. И с каждым годом белых пятен становится меньше.
Мнение
Заместитель директора Пензенского краеведческого музея Виктор Кладов:
Музейный банк воспоминаний постоянно наполняется новыми материалами. Помогают архивные сотрудники, библиотекари, музейщики, школьники. И, безусловно, все документы в скором будущем будут опубликованы на указанном онлайн-ресурсе».
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.