Гримасы истории. Чем гордятся пензенцы и о чем предпочитают молчать

4 ноября страна отмечает День народного единства. А еще совсем недавно ноябрьские праздники связывали с революцией 1917 года. Отношение к истории и к событиям – понятия хрупкие.

   
   

Пензенские ученые провели исследование исторической памяти молодежи по всей стране. Респондентов спрашивали, что они помнят о семье, какими личностями и событиями гордятся, а за какие факты им стыдно.

О результатах рассказала кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки» Пензенского филиала Финансового университет при Правительстве Российской Федерации Мария Танина.

ДОСЬЕ:
Мария Алексеевна Танина, кандидат экономических наук, доцент. Сфера научных интересов: менеджмент, экономика образования, цифровая экономика и цифровое общество, политическая идеология. Окончила Пензенский филиал Московской Открытой Социальной Академии по специальности «Менеджмент организации», аспирантуру ПГПУ им. В.Г. Белинского. Автор и соавтор многочисленных монографий и научных работ.

Чем Кузнецк похож на Москву?

Вячеслав Колесников, «АиФ-Пенза»: Мария Алексеевна, в России сейчас часто переосмысливают прошлое. Спорят даже о роли СССР в победе во Второй Мировой войне. На Западе так же относятся к своей истории?

Мария Танина: Именно на Западе и начались исследования проблемы исторической памяти! Например, Морис Хальбвакс, французский социолог, уже в двадцатые годы прошлого столетия публиковал работы по коллективной памяти. В дальнейшем тема получила широкое развитие в Западной Германии в 50-70-е годы. Произошло это в ходе осознания итогов Второй Мировой войны новым поколением немцев. Вот когда выяснялось, что у «милого дедушки» руки по локоть в крови, он служил в лагерях. Сначала дети отказывались в это верить, говорили, что «дедушка хороший!».

В Германии эта проблема актуальна не только в связи со зверствами, которые фашисты устраивали в СССР. В свое время затрагивался вопрос налетов союзной авиации на города Германии. Немцы считали и продолжают считать, что союзники специально летали низко, охотясь за людьми. Американские и немецкие инженеры провели совместное исследование и доказали, что технические характеристики самолетов не были заточены под охоту на людей. После этого немецких участников проекта обвинили в неуважении к собственному народу.    
   

- И как у нас с памятью? Мы лучше или хуже москвичей относимся к истории?

- Мы опросили молодежь в возрасте 14-35 лет от Калининграда до Хабаровска, для выяснения отношения российской молодежи к определенным историческим событиям, личностям и явлениям, их оценки политического «добра» и «зла». Историческая память - это понятие не из истории, а из социологии. Историческая память - это субъективная оценка событий населением.

Моей рабочей гипотезой было то, что историческая память мегаполисов отличается от памяти провинций. Она не подтвердилась. Я думала, что мы увидим большую разницу. Но результат оказался совершенно другим. Если судить по цифрам, то жители Пензенской области ничем не отличаются от москвичей. Единственное исключение - в Санкт-Петербурге оказалось больше атеистов: в городе на Неве их почти пятьдесят процентов, а в Пензенской области чуть более десяти. Остальные показания примерно равны.

- Как пензенская молодежь относится к родной стране? Сейчас только и слышна критика со стороны парней и девчат, они выражают желание уехать подальше.  

- Результаты показали, что большинство молодежи патриотически настроено: 70% опрошенных считают Россию великой мировой державой. А вот по поводу миграции вопрос сложный. На вопрос «Хотели бы вы уехать?» 43% ответили, что предпочитают жить в России, 28% затруднились сказать. Получается, миграционные настроения незначительны.

Такие же показатели характерны и для Запада: аналогичное число европейских граждан думают о миграции из своих стран. Настораживающие цифры касаются идеологии: почти 52% не задумывались о ней. Возможно, потому, что по Конституции у нас и нет официальной идеологии. Сложившиеся идеологические симпатии только у трети респондентов. Из них консерваторов - около пяти.

Что касается знаний о семье, то большая часть затрудняется ответить об условиях жизни их семей до революции и в первые десятилетия СССР.  О том, что происходило в послевоенные годы, во времена застоя и перестройки - знания получше. Здесь можно наблюдать ностальгию или псевдоностальгию по СССР. Большая часть оценивает благосостояние семей в те годы как положительное.

Об Афгане и Первой Мировой

- Вы опрашивали молодежь о событиях, которые вызывали стыд и гордость? Чем гордятся пензенцы? А чего стыдятся?

- На первых позициях среди событий, вызывающих гордость, ожидаемо оказались Великая Отечественная война, первый полет в космос и, внезапно, победа в Отечественной войне 1812 года. На четвертом месте - Олимпиады 1980 и 2014 годов. Обидно, что Первая Мировая оказалась за рамками памяти.

А вот относительно событий, вызывающих стыд, мы получили удивительные результаты. В топ  попали голод 20-30-х годов, репрессии Сталина и крепостное право, войны в Афганистане и Чечне. Такие результаты меня поразили.

Отмечу еще неприятный момент. 22% опрошенных были недовольны действиями нынешней власти. То есть почти каждый пятый на вопрос «За какие события в истории страны вы испытываете чувства стыда?» указал на действующую власть и ее решения. Адекватные объяснения дать сложно. Предполагаю, что это вызвано отсутствием или слабо развитыми социальными лифтами в нашем государстве. Потому что в наши дни детям из малообразованных семей с низкими доходами практически закрыт путь наверх.

- Какими историческими личностями гордится наша молодежь?  

- Петром I и Екатериной II. Это говорит, во-первых, о патриотизме, а во-вторых, об имперском духе российской молодежи. Также выбор этих личностей показывает, что у молодого поколения есть запрос на перемены, на реформы и изменения в обществе. На социальный лифт! И кстати, на третьем месте среди личностей, которыми гордятся молодые, неожиданно оказался Борис Ельцин. В антитоп же попали народовольцы и декабристы. Именно они вызывали чувство стыда.

- Как молодежь относится к прошлым эпохам?

- Наша молодежь мало знает историю своей семьи. Особенно - о годах жизни во время революции и в 1950-е годы. Это, скорее всего, связано с тем, что те периоды – одни из самых сложных и неоднозначных в нашей истории. Также для пензенских респондентов характерной чертой является положительное отношение к СССР. Можно сказать, что молодежь патриотична и «имперски» настроена.

- Что значит «имперски»?

- Это словосочетание носит положительный характер. Это форма существования многонациональных государств, где не дискриминируется ни одна из наций, населяющих империю. Если проанализируем этнический состав элиты во времена царской России, то он окажется очень многонациональным!

- Не противоречит ли это теории создания мультикультурного общества, стирания границ между народами?

- Нет. Каждый народ именно в империи имеет возможность сохранить свое отличие в разумных масштабах. То есть примерно 35% «имперского», остальное - национальное образование.  

О ногах и Моргенштерне

- На днях известный исполнитель Моргенштерн подверг критике празднование Дня Победы. Это выступление - показатель ухудшения исторической памяти молодежи?

- Не скажу, что это следствие потери памяти и у молодежи проблемы с ней. В нашей области много ребят, занимающихся поисковой деятельностью. Немало тех, кто организовывает музеи и собирает экспонаты для них. А вот высказывание этого исполнителя относится как раз к тем 22%, которые негативно относятся к действующей власти.  

- История, когда девочки-подростки грели ноги над Вечным огнем, - это как раз следствия исторической забывчивости?

- Да, отчасти. Но в большей степени это связано с невоспитанностью отдельных людей. Исключить такие эксцессы мы не можем. Но можем управлять ими. Схожие факты встречаются и во Франции, и США, но там они жестко пресекаются. Например, в Германии за реабилитацию нацизма и надругательство над его жертвами грозит уголовное дело. А если вы пошутите в сети или в жизни над населением Израиля, то вам закроют дорогу в эту страну.

- Чем для нас чревата потеря своей памяти? Есть же мнение: «Зачем мне знать и помнить то, что было, ведь мы живем здесь и сейчас?»

- В ответ процитирую классика: «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу, Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам». Историческая память нам необходимо для формирования политики: образовательной, научной, технологической. Человеку нельзя забывать свои корни и историю. В противном случае стране грозит потеря государственности и расцвет экстремизма.

Надо на государственном уровне оформить отношение к исторической политике. У нас много противоречий. Сталин – это тиран или великий деятель, выигравший войну? Или кого можно назвать «нашими» в Гражданской войне: «красных» или «белых»?

Я считаю, что историческую политику нужно проводить примерно так, как это делают в Китае. У них идет оценка деятельности Мао Цзе Дуна: 70% положительного, 30% негативного. Переход с аграрной на промышленную экономику после «Большого скачка» - несомненный повод для уважения; репрессивная кампания «Ста цветов»-  негативное явление. Что касается нашей истории, то нужно поступать так же: не открещиваться и забывать определенные события, а анализировать и критически относиться. Как к Мао: что правильно, а что неправильно.

- Вы сказали, что у нас много людей, которые негативно относятся к действующей власти. Нам это грозит революцией или майданами?

- 22 % -  это очень много. Превышает допустимый уровень. Нужна грамотная политика государства, такая, которая есть во всех европейских странах, в Китае, в Израиле. На них нам надо ориентироваться, чтобы не утратить память и не допускать серьезных потрясений.