Основным оружием дорожных служб в борьбе с гололедом была и остается пескосоляная смесь. Это один из самых дешевых и доступных реагентов, но к его безопасности у специалистов и простых людей часто возникают вопросы. Последние, например, уверены в том, что она вредит обуви, калечит лапы животных и вызвает аллергию.
Масштабы борьбы
Пескосоляная смесь, как можно понять по названию, состоит из двух компонентов - песка и натриевой соли. Первый обеспечивает более надежное сцепление покрышек автомобилей и обуви пешеходов с дорожным покрытием. Второй - растапливает снег и лед. А это, согласитесь, большое подспорье в борьбе с ДТП и травматизмом.
В настоящее время на областные дороги регионального и муниципального значения дорожные службы уже высыпали 101 тысячу тонн смеси. Для сравнения – в прошлом году за все время с октября по март дорожные службы уложились в 140 тысяч тонн.
«Как уже было сказано, борьбой с гололедом занимаются подрядные организации, - продолжает наш собеседник. - В этом году у нас их зарегистрировано 32. Каждый подрядчик обслуживает свой участок дороги - либо один, либо несколько. Организация заключает с управлением дорожного хозяйства госконтракт, в котором прописаны все правила содержания дорог. При этом пескосоляную смесь каждый подрядчик в соответствии с госконтрактом заготавливает самостоятельно и за свой счет. Оплата производится по факту использования. Поэтому сказать, сколько конкретно денег ушло в этом году на изготовление реагента, очень трудно, поскольку по каждому участку будет получаться своя сумма».
В первую очередь обрабатываются дороги областного значения: Пенза-Лунино, Тамбов-Беково, Пенза-Лопатино и так далее. Затем работы продолжаются на участках с менее интенсивным движением.
Альтернатива есть?
В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, - рассказывает заведующий кафедрой инженерной экологии Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Павел Полубояринов. – Фрикционные – это щебень, шлак и песок. Они делают обледенелые дороги более шероховатыми и за счет этого уменьшают их скользкость. Комбинированные – это как раз смесь соли и фрикционного материала, чаще всего песка. Наконец, сырьем для химических реагентов чаще всего являются природные источники – бишофит, галит и так далее – или отходы промышленности»
«С другой стороны – строительный песок, особенно низких сортов, который является ее основным компонентом, может спровоцировать появление месива на дорогах, - продолжает Полубояринов. – Кроме того, высыхая, он превращается в мелкую пыль, которая вызывает проблемы у людей с аллергией и другими заболеваниями легких. Наконец, песок с дороги смывается в канализацию и забивает ее – отсюда проблемы с очисткой и сбросом талой воды».
А вот в некоторых странах Европы со льдом на дорогах борются при помощи мраморной или гранитной крошки. Зимой ее рассыпают, а с началом весны собирают пылесосами и на следующий год используют повторно. Но эта схема, опять же, требует вложения больших денег. А деньги для нашей страны - одна из вечных проблем.