Фекальная история. Подземная река грозит Пензе экологической катастрофой

Жители Пензы даже не подозревают о том, что в их любимом городе зреет экологическая катастрофа.

   
   

Странный коллектор

Наш регион – не самый благополучный в экологическом плане. Рак диагностирован практически у каждого 32 жителя области. По онкозаболеваемости мы занимаем I место в ПФО, а по некоторым видам рака опережаем и другие регионы.

Эти факты нельзя связывать только лишь со стремительно стареющим населением. Вряд ли здравомыслящие люди будут отрицать, что свою лепту вносят бесконтрольное применение пестицидов, загрязненный выхлопами автомобилей воздух и вода, о чистоте которой остается только мечтать.

Купаться в Суре запрещено уже несколько лет: вода в реке не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам. И, судя по всему, соответствовать будет еще не скоро. Мало того, что дожди смывают в нее всякую гадость с автодорог, так еще и канализационные стоки текут, в прямом смысле, бурлящими потоками. Маскируясь в малахитовой зелени, они впадают в Суру аккурат в том месте, которое облюбовали рыбаки.

Кто знает, когда бы эта фекальная история стала бы достоянием гласности, если бы не упорство и любовь к своему городу обычного, не обремененного должностями человека – Максима Савинова. Два года назад он решил прогуляться от объекта, на котором ему приходится бывать по работе, до остановки общественного транспорта (это район Пензы IV). Путь пролегал вдоль железной дороги, которая в одном месте идет по мосту. Приближаясь к нему, молодой человек почувствовал тошнотворный запах канализации. Прямо под мостом находился огромный коллектор, в котором легко может разместиться легковая машина. Из него, бурля, вырывалась наружу зловонная река. Это было зимой. Обычно мороз приглушает резкие запахи, но справиться с этим амбре ему было не под силу. Тогда Максим решил, что неподалеку прорвало канализационную трубу, и не придал этому большого значения: мол, аварию скоро устранят и запах исчезнет. Но это была не банальная авария.

Этой зимой молодой человек купил фотоаппарат, а весной решил сделать снимки пробуждения природы. Так он снова оказался на берегу Суры, рядом со злополучным коллектором. И снова едва не задохнулся. Из него по-прежнему бурлящим потоком вытекала зловонная жидкость.

   
   

Савинов стал разбираться и выяснил, что в этом месте в Суру впадает река Кашаевка, которая когда-то текла по поверхности, а в советские времена из-за своего крутого нрава была заключена в бетонные стены и теперь «обитает» под землей. Из заточения она освобождается всего в нескольких метрах от главной водной артерии региона.

По идее, подземные воды должны быть чистыми, не представляющими опасности для экологии. Но не в случае с Кашаевкой. Экологи предполагают, что система канализации, к которой подключены дома (причем, расположенные не только в этом микрорайоне) обветшала настолько, что пропускает фекальные стоки. А вместе с ними – и бытовые отходы. Именно поэтому мимо рыбаков, с упорством ловящих рыбу в мутной воде, гордо проплывают макароны, картофельные очистки, чеснок и средства гигиены, которые некоторые пензенцы зачем-то смывают в унитазы. В пользу этой версии говорит и тот факт, что часто зловонный запах появляется по вечерам, когда люди возвращаются с работы домой и начинают пользоваться туалетными комнатами.

Но вряд ли только лишь ветхая канализационная система могла привести к столь дурно пахнущей ситуации. Экологи склоняются к тому, что в конце прошлого века в канализационную систему было сделано несколько незаконных врезок. С тех пор канализация постоянно переполняется и все ее содержимое выливается в коллектор, а оттуда беспрепятственно попадает в главную водную артерию города и области. Кстати, рядом с этим злополучным местом обосновались не только рыбаки. Неподалеку от него горожане организовали что-то вроде пляжа.

Общественный деятель и просто неравнодушный человек Максим Савинов:
- Главная причина сложившейся ситуации – ветхость коммуникаций. Канализационные стоки попадают в Кашаевку из-за дыр в трубах. Вторая – незаконные врезки, когда целыми домам в 90-х годах прошлого века разрешали подключиться к канализационной системе. И третья проблема – подземная Пенза. Все знают, что под областным центром существует чуть ли не целый подземный город, но никто не знает, в каком он находится состоянии. Как знать, может быть, вскоре начнутся массовые провалы и состояние Кашаевки – это соответствующий сигнал. Что касается очистных сооружений, предлагаемых чиновниками, то они, на мой взгляд, ситуацию не изменят. Дело в том, что кроме Кашаевки есть Мойка. А еще есть выход сточных вод у Ростка. Эта проблема существует с советских времен. Сейчас нужно установить временные ловушки для мусора, которые будут хотя бы задерживать бутылки, пищевые отходы и другую бытовую гадость. А параллельно с этим надо выявить все незаконные врезки и провести тотальную реконструкцию всей системы водоотведения. Это огромная работа и колоссальные финансовые затраты, но без этого не обойтись.

Пинг-понг

В этом месте читатель, наверняка, подумает: «Абсурд, беспредел и безобразие!» И будет прав. Примерно так же рассудил и Савинов, и написал письма во все контролирующие инстанции – городскую администрацию, Роспотреб – и Росприроднадзор, а так же в министерство лесного и охотничьего хозяйства. Началась игра в «пинг-понг». Ведомства отправляли молодого человека по кругу, всеми правдами и неправдами «открещиваясь» от Кашаевки. Дескать, это река не федерального значения, да и вода из нее для питьевых нужд не берется. Поэтому пусть с этой проблемой разбирается кто-то другой.

Специалисты регионального Росприроднадзора все же взяли пробы воды из Кашаевки и установили «наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по: амоний-иону – в 44 раза, по фасфат-иону – в 15 раз, по железу – в 4,5 раза, по меди – в 3,5 раза, по БПК5 – в 14,5 раза». Уведомление с этими данными подписано заместителем руководителя регионального управления Росприроднадзора Е. Ершовым. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как Савинов обратился в Законодательное Собрание. Туда же на «ковер» был вызван представитель мэрии, которому пришлось объяснять, что собирается предпринять власть. И тут выяснилось, что чиновники очень даже обеспокоены судьбой Суры, поэтому уже практически готова документация на строительство очистных сооружений, которые будут обеззараживать воды Кашаевки перед тем, как им попасть в главную артерию региона. Однако время идет, а видимых действий в этом направлении не наблюдается. На наше счастье, водохранилище, из которого производится забор питьевой воды, находится выше по течению. Но загрязненная канализационными стоками река омывает север региона. А далее течет по направлению к Ульяновской области, Мордовии и Чувашии. Конечно, концентрация фекальных стоков и вредных веществ из Кашаевки в конечном счете сходит на «нет», но ведь наша Кашаевка не одна такая. Страшно представить, что содержится в российских реках и чем «накачена» рыба, которую мы едим.

Компетентно

Действительный член Русского Географического Общества, академик РАЕН, доктор биологических наук, профессор Павел Зайдфудим:

- Я коренной пензяк. Весь мир за плечами, а теперь живу на Сурском море, продолжаю исследовать Сурский бассейн в целом. У нас есть и уникальная программа для всей Суры (это шесть регионов Поволжья), утверждена в Государственной  Думе РФ и в правительстве области. Пока лучший проект программы - Ноополис Луговой в Лунинском районе (1994-2011 гг.). Ну, а Суре с Пензой не повезло, как и Пензе с пензяками. Река снова безобразно загрязняется, а Старая Пенза снесена. Общественность о водоемах города и области думает и делает больше, чем власть. Сейчас рекой активно занимается  только пензенское отделение Русского географического общества. Выход один - нужно срочно создавать структуру, механизм, Центр развития бассейна Суры. Иначе река без пригляда погибнет.