Фазенда в раздоре. Кому нужны рейдерские захваты дач

Юлия Богомолова / АиФ

Летом по традиции в судах увеличивается число дел, касающихся скандалов в садоводческих обществах. Дачники делят землю, заборы и СНТ. Дачи сейчас в тренде. Цены на пригородные дома прирастают  с самого начала пандемии,  а с ними увеличиваются и беды садоводов. К чему надо быть готовым, выяснял корреспондент «АиФ-Пенза».

   
   

Битва за землю

Землю и заборы пензенцы делят уже давно. В прошлом году «АиФ-Пенза» рассказывал, как владельцы участков в Ухтинке однажды увидели на своей земле чужие колышки от якобы нового хозяина. И они далеко не единственные, кому пришлось начать битву за свою землю.

«Это происходит из-за допущенных ранее кадастровых ошибок при межевании, - подтверждает председатель пензенского отделения «Союза садоводов России» Елена Храмцова. – Во время пандемии граждане, в том числе и молодые семьи, стали возвращаться на заброшенные когда-то дачи. Кто-то покупает участки, кто-то решил заняться восстановлением документов на то, что давно имел. Вот тут и начинают выявляться различные огрехи».

Но и правильный кадастровый план не всегда уберегает от конфликтов. Еще два года назад два пензенских дачника ввязались в судебную тяжбу из-за забора. Как пояснили в Железнодорожном районном суде города Пензы, его построил на границе участков один из огородников. Другой посчитал, что из-за такого металлического ограждения на его участке «создается тень, проветривание растений не осуществляется». И пошел в суд. В результате его проиграл, но нервы соседу помотал.

«А сейчас на дачах идет большая стройка -кто-то надстраивает этаж дома, другой устанавливает баню, - продолжает Елена Храмцова. - Не всегда дачники знают СНиПы. Дом, например, садовод построит в положенных трех метрах от границ участков, а вот веранду установит впритык к соседу. И вот вам новый конфликт. Все-таки лучше сначала уточнить у председателя СНТ, как начать стройку, чтобы потом не идти в суд».

Захватить и удержать

Сегодня требования к председателям СНТ возросли.

   
   

«Раньше электричество у нас включали только в летние месяцы, - рассказывает член одного из садоводческих обществ в Чемодановке Валентина Астахова. - Теперь молодежи чуть ли не до поздней осени свет нужен. Многие и на Новый год приезжают - электроэнергию требуют. Председателю нужно за всем следить».

А кадровый состав оставляет желать лучшего.

«Зарплаты у руководителей СНТ, как правило, не самые высокие, а ответственность большая, - отмечает Елена Храмцова. – С населением работать нелегко. Раньше в председатели шли бывшие военные или партийные работники, а сейчас порой даже непонятно, откуда они берутся».

А время продолжает вносить коррективы. Еще несколько лет назад основная статья, по которой судили председателей, была «Мошенничество». Сегодня появилась новая напасть.

«В последнее время участились настоящие рейдерские захваты дач, - отмечает Елена Храмцова. - Проводится собрание, на котором выбирается новый председатель. Собрание часто нелегитимное, его могут даже по вайберу провести, но при этом забывают, что закон четко оговаривает, как оно должно проходить в очной и очно-заочной форме. Для победы необходимо собрать 51% голосов дачников. Эти условия далеко не всегда выполняются. В результате старый председатель власть нового не признает, у СНТ появляются сразу два руководителя».

Новый пытается захватить кассу, старый - ее удержать. Биться есть за что. Речь идет о миллионах и десятках миллионов рублей, полученных от сбора взносов.

В одном из садоводческих обществ Железнодорожного района Пензы такая война идет уже третий год. Прошло несколько судов, в ЕГРЮЛ руководителем СНТ числится один председатель, по факту руководит другой.

«Суды такие конфликты не решают, - утверждает Елена Храмцова. - Конец войне может положить только легитимное собрание, которое изберет нового председателя».

Возможно, конец некоторым дачным войнам придет с концом пандемии, когда проведут легитимные собрания в СНТ.