Исповедь министра. О школьных туалетах, патриотизме и плане «перехват»

Игорь Польских / АиФ

Предыдущий учебный год заставил о многом задуматься. Был и вандализм у Вечного огня, и побеги из социально-реабилитационного центра, и трагедия в Казани. О том, что нового ждет пензенских школьников, о борьбе с поборами и качестве обучения, рассказал врио министра образования Пензенской области Александр Воронков.

   
   

О новой школе и канализации

Игорь Польских, «АиФ»-Пенза»: Александр Геннадьевич, все ли образовательные учреждения в Пензенской области готовы к началу учебного года?

Александр Воронков: На сегодняшний день все 625 учреждений образования в регионе к началу нового учебного года готовы. На обеспечение безопасности, учебную литературу, проведение ремонтных работ был направлен 1 миллиард рублей из разных источников, включая и федеральный бюджет.

По программе капремонта отремонтировали 34 общеобразовательных организации, в том числе 6 детских садов. Предварительно на эти цели было заложено свыше 120 миллионов рублей, но в ходе выездов в районы врио губернатора Пензенской области Олега Мельниченко эта сумма увеличилась в 2,5 раза. То есть, на те виды работ, которые не были раньше предусмотрены, были выделены дополнительные средства. Исходя из этого, образовательные организации области смогли подготовиться к новому учебному году лучше, чем планировалось ранее.

- В этом году, наконец, была отремонтирована и школа в Шемышейке, где дети практически ходили в туалет на улицу. Почему там не было ремонта с советских времен?

- Школы при подготовке к новому учебному году всегда готовились, и в них всегда создавались условия, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Действительно, четыре с лишним года назад проверив все образовательные организации и увидев их состояние, стало ясно, что на протяжении многих лет не делался ремонт, что здания приходят в аварийное состояние, их износ приближается к пороговому, то есть к 70%. Было принято решение оказать финансовую поддержку муниципальным районам. Причем сначала выбирались крупные школы, в которых ситуация была близка к критической. Прежде всего ремонтировалась кровля, фасады, канализация, отмостки, то есть то, что обеспечивало комфортные условия для проведения образовательного процесса.

Я не могу сказать, что работы выполнены полностью. Мы завершаем эти программы.

   
   

- Будет ли строиться еще одна школа в «Спутнике»?

- Да, будет. В настоящее время комиссия, созданная из представителей различных ведомств, поддержала проект по строительству школы. Окончательное решение по этому вопросу будет принято в сентябре. Ее планируют построить в 2022-2023 годах и укомплектовать современным учебным оборудованием. На это деньги проектом также предусмотрены.

О «благотворительности» и Уголовном Кодексе

- Что делает министерство образования Пензенской области для борьбы с поборами в учебных учреждениях?

- Эта тема не пропадает на протяжении многих лет. С каждым таким случаем мы разбираемся. Более того, если к нам поступает письменное заявление, то мы его переправляем в следственное управление СК РФ по Пензенской области, так как такое заявление фактически является заявлением о совершении преступления. Такие случаи называются вымогательством. К счастью, ни одно заявление в ходе проведения предварительных проверок не нашло своего подтверждения. А мы, выезжая в школы, выясняем, что в подавляющем большинстве причиной этого являются активные родители, которые проявляют инициативу по организации сбора денег на создание дополнительных условий или их улучшение для обучения своих детей. При этом они не анализируют, поддерживают ли эти инициативы другие родители.

- Что будет с руководителем образовательной организации, если случай поборов подтвердится?

- Любая благотворительность должна быть оформлена юридически правильно. Все, что находится за ее рамками, является нарушением закона. Каждый руководитель образовательной организации переживает о том, что инициатива родителей по сбору средств может стать причиной возбуждения уголовного дела в отношении самого руководителя, и понимает, что в случае выявления таких фактов, подтвержденных соответствующей проверкой, он не будет работать в образовании.

О побегах и новой должности

- Меньше полугода прошло с событий в Кичкилейском социально-реабилитационном центре. Какие тогда были сделаны выводы?

- Я не могу комментировать ситуацию в учреждении, относящемуся к другому ведомству. Но скажу, что сейчас усиливаются психолого-педагогические службы. Сегодня в каждом районе области созданы специализированные кабинеты, которые финансируются за счет областного бюджета. Их работа направлена на организацию помощи психологам в образовательных организациях. Уже сегодня выстраивается новая система работы с детьми, проявляющими агрессию по отношению к себе и окружающим, совершенно отличная от предыдущей.

В министерстве образования впервые введут новую должность заместителя министра по профилактике различных поведенческих кризисных проявлений у детей. В Институте регионального развития проректор и отдел будут работать над этой проблемой, обеспечивая методическое сопровождение. В каждом районе также будут введены должности специалистов по работе с детьми в трудной жизненной ситуации по профилактике негативных проявлений.

- Несмотря на все принятые меры и новые должности в минобре, в Кичкилейском социально-реабилитационном центре, наверное, не все получилось – на днях оттуда снова убежали два подростка. Кто же в этом виноват?

- Действительно, так называемые побеги из закрытых образовательных организаций, происходят. С детьми, находящимися там, очень трудно работать. У них уже сформированы группы общения, коллективы, существуют определенные взаимоотношения, основанные на ранних чувствах. Конечно, закрыть данные организации, установить там пропускной режим - нельзя.

Дело в том, что сегодня такие случаи не скрываются. Несколько лет назад мы собственными силами искали и возвращали детей. Сейчас же мы приняли решение, что как только подросток не выходит на связь или отсутствует более двух часов в образовательной организации, его местонахождение не известно, мы сразу же заявляем об этом в полицию. Это делается для того, чтобы обезопасить ребенка, вовремя обеспечив план «перехват».

- Не стоило ли в Кичкилейском социально-реабилитационном центре еще после весенних событий не ограничиваться увольнением только психолога, а принять более жесткие кадровые решения?

- У трудных подростков тип поведения изменить сложно. Здесь должна быть совместная работа различных ведомств, включая прокуратуру, здравоохранение и общественных организаций. Ребенку следует объяснять, что мир заключается не только в пьяном угаре и нищете родителей.

О вандализме и книгах о войне

- Можно ли дать оценку уровню образования в Пензенской области?

- В прошлом году по качеству образования регион был в десятке лучших регионов в Российской Федерации. Это объективные показатели. Но я не могу сказать, что мы успокоились на этом. Мы выявили, что в Пензенской области есть 50 школ с низкими образовательными результатами. Со всеми ними мы плотно работаем второй год. Работа заключается в обучении педагогов этих школ в Российской Академии просвещения. На сегодня 90% педагогов обучение уже закончили.

- Вам лично нравится образовательная программа нового учебного года? По какой причине, по вашему мнению, все чаще происходит подростковый вандализм у Вечного огня?

- Я всегда переживаю, когда слышу о таких случаях, которые происходят не только в Пензенской области. У нас это был единичный случай. Мы обсуждаем с педагогами этот вопрос. Сейчас главная тема - патриотическое воспитание. Родители сегодняшних школьников сформированы в девяностые годы. А это были очень трудные времена, которые, слава богу, остались в прошлом. Очень сложно изменить сформированную тогда психологию простого обывателя, который стремится всего лишь заработать деньги, создать благоприятные условия для своих детей, и не обращает внимания на духовное развитие, на формирование любви к родине. То есть вопрос должен быть не об образовательных программах, а о семьях. Только совместная работа школы и семьи поможет воспитать в современных детях патриотизм.

- Что бы вы изменили в образовательной школьной программе?

- Лично я бы изменил программу литературы. Если раньше ежегодно по литературе изучались произведения о войне, о подвиге, в том числе - подвиге ровесников, пионеров, этих книг в программе не осталось. Они ушли из предметной области литературы, к сожалению. К ужасу я увидел, что с 5 по 9 класс только три произведения о войне изучается на уроках. Здесь, конечно, содержание программы надо менять.

О еде и лобби

- В этом году впервые вводится стандарт школьного питания. Учтены ли в нем национальные особенности детей?

- Да, такой стандарт разработан. Рабочая группа его утвердила. В нем конкретизировано то, как процесс питания должен быть организован и реализован. Конкретно предлагается двухнедельное меню для двух возрастных групп. В нем учтены и потребности диетического питания. Стандарт будет отработан в школах каждого района, чтобы и поставщики продуктов, и организаторы увидели насколько четко и грамотно можно осуществлять не только сам процесс питания, его приготовления, использования технологического оборудования и контроля на выходе. Стандарт окончательным не является и будет отработан в дальнейшем.

- Дети хотят побольше сосисок…

- Мы же понимаем, что мясные и молочные продукты должны соответствовать только ГОСТу. Конечно, будет много споров. Мощное лобби имеют те поставщики продуктов питания, которые сегодня кормят наших детей. Но наша позиция четкая - питание должно быть полезным, здоровым и вкусным.