Движение вверх. Как рост цен на транспорт и запчасти обогнал инфляцию

Считается, что чем дороже продукт, тем меньше он подвержен инфляции. Взлетевшие ввысь цены на автомобили доказали, что и они готовы брать самую высокую планку.

   
   

В дорогом остатке

По данным Пензастата, с начала года новые авто в регионе подорожали более чем на 40%. Это в два раза больше официального уровня инфляции. Но дело не только в цене машин, но и в их количестве.

«Поставок сейчас очень мало, если вы серьёзно намерены приобрести автомобиль, то лучше сделать это сейчас или забронировать понравившийся вам вариант», - по телефону рассказал представитель дилера Hyundai в Пензе.

«Нужная вам модель Лада Гранта есть в белом, сером и черном цвете. В каждом цвете только по одному экземпляру», - продолжает менеджер официального дилера АвтоВАЗа в регионе.

Поставки сократились из-за изменившейся системы логистики. Часть автозаводов в России, тот же АвтоВАЗ, стоят. Впрочем, у тольятинского автогиганта хотя бы прояснилось будущее – его активы от Renault переходят государству. Что станет с качеством продукции после ухода французов?

«Скорее всего, в нынешней комплектации это последние экземпляры, дальше они будут производиться в более упрощенном варианте», - предупреждал менеджер дилера АвтоВАЗа.

Впрочем, россиянам сейчас не до комплектации: продажи новых авто, по данным Автостата, с начала года рухнули на 44%. Больше всех потеряли именно отечественные бренды – 52,2%. В условном плюсе (прибавка 1%) китайские производители. Такого эффекта они в первую очередь достигли за счёт низкой цены. Относительно низкой. Цены на авто вызывают у автолюбителей истерический смех: и смешно, и обидно.

   
   

Автоаномалия

Есть такое правило у винных напитков: чем они старше, чем становятся лучше. С автомобилями всё наоборот: чем больше лет проходило с момента выпуска, тем меньше они ценились. Так было совсем недавно. Сейчас ситуация поменялась кардинально. То, что происходит сегодня на рынке подержанных авто, так и хочется назвать аномалией.

«Покупал себе автомобиль за 1,2 млн рублей, проездил на нем семь лет и продал его за 1,7 млн. Это, конечно, невероятно», - признает руководитель бюро судебной экспертизы и оценки Анатолий Ниденс.

Невероятно, но факт: цены на авто растут сейчас быстрее, чем на недвижимость. Причем на все подержанные авто. Стоимость устанавливает продавец. Такую, какую захочет. На Авито можно найти объявление о продаже в нашем регионе ВАЗ-2106.  Это чудо советского автопрома 1989 года выпуска продают за 200 000 (!) рублей.

«А почему вы удивляетесь, - ответил продавец в переписке. – Всего 100 тысяч километров пробега, машина в оригинальном состоянии».

«В оригинальном состоянии» – так обычно говорят про ретро-автомобили, наверное, и «шестёрку» сейчас продают по аналогии с ними.

«Те, кто решил купить машину, все равно её купят, но им придётся выбирать классом пониже и годом постарше», - поясняет преподаватель автошколы Алексей Погорелый.

«Предпосылок к тому, чтобы цены серьезно снизились, нет», – утверждает владелец автосервиса и автошколы «Авто-Класс» Руслан Габитов.

Берегись, автомобиль

В квест превратилась покупка не только автомобиля, но и запчастей к нему. И проходить его приходится как продавцам, так и покупателям.

«Сейчас, подождите, переоценка у нас тут, – продавец одного из пензенских магазинов хмурится, мрачно смотрит в компьютер, тиранит мышку и клавиатуру, пытаясь определить, сколько же стоит выбранная покупателем деталь. Отчаявшись, зовет напарника. – Виталич, да по какой же цене мы её брали?»

И вот уже двое серьёзных мужчин пытаются понять, за сколько же они должны продать тормозную колодку для Шевроле. Эта сцена  – просто примета времени. Цены так резво скачут, что продавцы не успевают менять ценники. Но покупатели за ценой не стоят - главное, чтобы товар был в наличии.

«Одно время мы боялись, что останемся без европейских деталей. Сейчас их можно купить, но из-за логистики цены выросли. В целом запчасти подорожали на 20-50%, - подмечает Руслан Габитов. – Сейчас они немного сдали назад, но вряд ли снижение будет серьёзным».

Ценовая лихорадка с запчастями может оказаться еще одним ударом по ОСАГО.

«СТО перестали сотрудничать со страховыми компаниями и ремонтировать попавшие в ДТП автомашины, потому что на деньги, что им выделяют, никаких работ выполнить невозможно, - поясняет Анатолий Ниденс. – В результате деньги выдают автовладельцам на руки».

Такой поворот популярности полису ОСАГО не прибавит: после расширения тарифного коридора в этом году его и без того любят все меньше.

«К нам сейчас каждый день обращаются клиенты, которые попали в ДТП, где его виновник, как выясняется, не имеет полиса, – продолжает Анатолий Ниденс. – По оценкам на конец прошлого года около 30% водителей ездили без страховки. Прогнозируется, что к концу года эта цифра вырастет до 40%. В Москве, Московской области и Питере заработали видеокамеры, которые по номерам вычисляют автомобили без ОСАГО. На их владельцев выписываются штрафы. Понемногу такая техника придёт и в регионы. Но на самом деле автолюбителей отпугивает не цена полиса, а его бессмысленность. Лимит по выплате сейчас составляет 400 тысяч рублей. Часто он не покрывает расходы на ремонт после ДТП. Он был установлен несколько лет назад и до сих пор не менялся, хотя детали постоянно дорожали. Вот здесь надо разбираться, особенно сейчас, когда цены на запчасти растут как на дрожжах».

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».