Учебный год только начался, школьники вновь сели за парты. Однако для родителей важно не только то, как их дети проводят время на уроках, но и после них.
Лучше других регионов?
Согласно данным Министерства образования Пензенской области, в школах региона работают 6546 объединений дополнительного образования по шести направлениям: художественное, техническое, физкультурно-спортивное, естественно-научное, социально-гуманитарное, туристско-краеведческое.
«Дополнительное образование в регионе, особенно в Пензе, у нас всегда поддерживали, у детей широкий выбор. Это касается и образования, и культуры, и спорта, – говорит экс-руководитель Управления образования Пензы Юрий Голодяев. – Система развивается, дети участвуют в различных конкурсах, выигрывают: это говорит о высоком качестве. Более того, я в своё время общался с главами других регионов, один из них тогда сказал мне: «Вижу ваш уровень допобразования, я бы так не смог». Что касается финансовой стороны вопроса, то пришкольные кружки и секции в Пензе преимущественно бесплатные. Ставки тренеров, руководителей оплачивает руководство школы, с родителей за это денег не берут. Да, есть платные кружки, но они не заменяют бесплатные. Бывают, конечно, ситуации, когда возникают сложности с тем, чтобы записать ребёнка в кружок или секцию, потому что уже не хватает мест, однако такие обращения единичны и все они были успешно решены через Управление образования города Пензы. Также важно отметить, что в прошлом году впервые с 90-х годов было введено примерно 80 ставок для педагогов, чтобы увеличить охват дополнительного образования. В прошлом году была поставлена цель охватить 75% школьников и, насколько мне известно, она была достигнута».
Кстати
По сравнению с сентябрём 2021-го выросло количество девятиклассников (12878 против 11530) и одиннадцатиклассников (5038 против 4971 в прошлом году). Первоклассников по сравнению с прошлым годом стало меньше на 6,4%, в этом году первый раз школьный порог переступили 13805 ребят.
«Мёртвые души» и нехватка кадров
Высокий уровень дополнительного образования в Пензенской области признают также и руководители школ, и родители ребятишек, однако они также указывают на то, что есть ряд проблем.
«В Пензенской области хорошо развита система дополнительного образования. Главным образом, за счёт того, что нам удалось её сохранить даже в 90-е годы. Но кадровый вопрос удаётся решить не всегда, – отмечает бывший директор школы № 77 Юрий Прошкин. – Среди школьников очень популярны кружки технического моделирования, но специалисты старой формации уходят на пенсию, а на их место назначить некого. И это при том, что у нас широко распространена сфера информационных технологий и робототехники. Ещё один нюанс, который, на мой взгляд, редко учитывают – так называемые «мёртвые души». И я сейчас не про то, чтобы кто-то намеренно вписывает в списки имена детей, которые на самом деле не посещают кружки. Я о том, что надо понимать специфику восприятия детей: сегодня они хотят заниматься одним, завтра другим, послезавтра третьим. И потому выходит, что на первое занятие приходят 50 человек, на второе - 20, на третье - 10. Сложно вести учёт детей, переходящих из одного кружка в другой. Бывает так, что за учебный год один ребёнок может по нескольку раз уходить из одного кружка и возвращаться в него. Когда такое случается, важно не спешить обвинять педагога, а разобраться конкретно и по делу. Поскольку за всеми передвижениями детей из одной секции в другую бывает не уследить, возникает путаница. Платные кружки в школах встречаются редко, чтобы организовать его в школе, нужно решать этот вопрос через городскую думу, предоставить помещение под аренду (например, если открывается хореографический кружок), обеспечить безналичную оплату».
В районах ситуация с кружками сложнее.
«В Бессоновке и в Грабово существует много различных секций и кружков для детей. В Бессоновке, безусловно, их больше, от школ раннего развития до секций, которые могут посещать не только дети, но и взрослые. В Грабово многие кружки организованы на базе школ: робототехника, самбо, футбол. Спортивные секции, как по мне, развиты недостаточно, и лучше, чтобы ребёнок занимался тем же футболом, например, в Бессоновке или Пензе. При этом в Грабово есть замечательная школа искусств, где детей обучают вокалу, игре на музыкальных инструментах, рисованию. В этой школе работают талантливые педагоги, которых очень любят дети. Мой сын посещал занятия по раннему эстетическому образованию, мы остались довольны результатами работы педагога, так как с первого занятия был виден интерес в глазах ребёнка», – отметила жительница Бессоновского района Елена Штонда.
Интерес в глазах педагоги смогут разглядеть не у всех детей. По последним данным, в кружках и секциях региона заняты 87794 школьников. А всего за парты в этом году село … 135 тысяч мальчишек и девчонок. Это значит, что остальные окажутся предоставлены сами себе. Или родители поведут их в платные структуры. Это удовольствие не из дешёвых. Единственная отрада - в нашем регионе расценки на образовательные услуги ниже, чем в среднем по стране и ПФО. Так, дополнительные занятия в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях очной формы обучения обойдутся родителям в 118 рублей за академический час, тогда как по федеральному округу сложилась средняя цена 123, по стране – 139 рублей.