Вот уже 13 лет подряд каждое третье воскресенье ноября отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП. Страшно представить, сколько жизней унесли автокатастрофы, сколько судеб они изувечили, сколько матерей обречены оплакивать своих погибших и покалеченных детей.
Жуткая статистика
Журналисты давно сравнивают дорожные войны с конфликтами в горячих точках, приводя ужасающую статистику. Вдумайтесь в эти цифры: в 2017 году на дорогах страны погибло 19 тысяч человек. А за десять лет контртеррористичеких компаний на Северном Кавказе мы потеряли около 10 тысяч сотрудников силовых ведомств. Что называется – почувствуйте разницу! Всем давно понятно, что ситуация на российских дорогах несет угрозу благополучию нации, но не понятно, что с этим делать: работа ведется серьезная, а существенного улучшения не происходит...
За 10 месяцев текущего года в Пензенской области произошло 1 тыс. 523 дорожно-транспортных происшествия, в которых 170 человек погибли и больше двух тысяч получили ранения различной степени тяжести. Самые жуткие ДТП в силу разных причин случились на федеральной трассе и на областных дорогах.
Через несколько дней на 705 км. этой же дороги автомобиль ВАЗ-2114, в котором ехала семья из пяти человек, налетел на стоящую машину с полуприцепом. Водитель, его жена и пятилетняя дочка скончались до приезда скорой помощи. Двухлетние сыновья, к счастью, выжили и были госпитализированы.
В июле в Бессоновском районе на 5-м км. дороги «Грабово-Вазерки-Пыркино» автомобиль «ВАЗ-211540» слетел с дороги в кювет и врезался в дерево. Двое пассажиров погибли на месте, а водитель скончался в больнице.
Автомобиль – не игрушка
По информации областного управления ГИБДД, количество машин в нашем регионе постоянно растет. Если в 2014 году было зарегистрировано 473 тыс. 753 автомобиля, то в 2018-м уже 515 тыс. 413 авто. Рост – почти 9%. В некоторых семьях по два, а то и по три автомобиля. Естественно, это не может не сказаться на аварийности.
Блюстители дорожного порядка без преувеличения проделывают колоссальную работу, но инспекторов, по мнению экспертов, катастрофически не хватает. Впрочем, этого не отрицает и глава ведомства.
Основная причина большинства аварий, по мнению Александра Курчатова – пресловутый человеческий фактор. Одни водители банально не знают правил, другие слишком самонадеянны, третьи относятся к дорогам, как к компьютерной игре.
«Водители должны осознавать ответственность, садятся за руль, - считает Александр Иванович. – Автомобиль – это источник повышенной опасности, а не игрушка. Максимальная концентрация внимания и знание правил – вот залог безаварийной езды, а, значит – гарантия сохранения собственной жизни и жизней других участников дорожного движения».
Точка зрения
В последнее время камни, я бы даже сказала, булыжники летят в сторону автошкол: мол, что там недостаточно хорошо учат. Но у инструкторов по вождению на этот счет своя точка зрения. И она не лишена объективности.
Егор вспоминает, что раньше Госавстоинспекцию боялись. Когда к машине подходил сотрудник ГАИ, у водителя дрожали руки. И те люди, которые в то время начинали ездить, до сих пор соблюдают культуру вождения.
«Сейчас все по-другому. Инспектор, остановив автомобиль, любезно интересуется состоянием здоровья водителя. Многие автомобилисты вместо того, чтобы осознать свои ошибки, начинают качать права. Я считаю, что такой либерализм на дорогах неприемлем, - рассуждает инструктор по вождению. - Из блюстителей дорожного порядка инспекторы превращаются чуть ли не в обслуживающий персонал. При таком раскладе порядка на дорогах никогда не будет: российский народ не готов к либерализму со стороны правоохранительных органов. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличить штат ГИБДД и расширить полномочия инспекторов».
А вот инструктор Евгений Мешков, стаж преподавания которого составляет 11 лет, считает, что одна из основных причин аварийности связана с самонадеянностью водителей.
Ситуация усугубляется тем, что с течение времени у водителей притупляется чувство опасности. Многие переоценивают свои силы – думают, что могут проскочить, обогнать, развернуться на большой скорости. Но не у всех это получается.
У меня был ученик, у которого страх дороги пропал спустя полтора года после получения прав. В какой-то момент он возомнил себя Шумахером, поддал газу на заснеженной дороге, машина пошла в занос, он не справился с управлением и произошла авария. Ему повезло: он выжил. Перенес тяжелую операцию, полтора года восстанавливался, а потом 17 лет не садился за руль. Не мог преодолеть страх. Он даже не стал восстанавливать права, пошел заново учиться, чтобы избавиться от «ступора».
Некоторое время назад на федеральном уровне хотели ввести правило – чтобы автовладельцы раз в десять лет пересдавали экзамен на право вождения. Если бы этой идее дали ход, порядка на дорогах стало бы гораздо больше. Правила дорожного движения постоянно меняются, но большинство водителей об этом не знают. Ездят по-старинке и создают аварийные ситуации».