Детские уроки. Мария Львова-Белова о дедовщине, вечном огне и моде на детей

Первого сентября более ста тысяч пензенских школьников начали свой новый учебный год. А пока мальчишки и девчонки учатся, взрослые продолжают спорить: как надо воспитывать детей? Как их правильно учить?

   
   

О детстве и недетских вопросах корреспондент «АиФ-Пенза» побеседовал с общественным деятелем, сенатором от Пензенской области в Совете Федерации, многодетной мамой Марией Львовой-Беловой.

С поцелуями и без телефонов

Вячеслав Колесников, «АиФ-Пенза»: Мария Алексеевна, вы уже почти год занимаете должность сенатора. Это ответственная работа, требующая времени и сил. Не стали ли вы теперь проводить меньше времени с семьей?

Мария Львова Белова: Я сейчас живу на два города, но в Москву не переехала. То, что есть у меня в Пензе, очень дорого для меня, - это и дом, и проекты, и команда. Когда встал вопрос о работе сенатором, то решила, что семья останется на месте, а я буду летать на заседания, круглые столы, встречи. Дается это сложно. Эмоционально и физически. Когда прихожу домой, хочется лечь и не реагировать ни на что. Но понимаю, что дети соскучились и им очень нужно мое внимание.

Досье
Мария Львова-Белова родилась и выросла в Пензе. В 2002 году окончила училище культуры и искусств имени А. А. Архангельского по специальности «Дирижер эстрадного оркестра». С 2014 года инициатор и руководитель реализации ряда благотворительных проектов по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Мать девятерых детей, четверо из которых приемные. С 2020 года наделена полномочиями члена Совета Федерации.

- Как они относятся к вашей работе?

- Для них это предмет гордости. Мама – сенатор! Я постоянно рассказываю им о своих делах, они понимают всю значимость моего участия в решении важных социальных задач. И качество совмест-но проведённого времени становится выше. Пусть час, но он очень концентрированный - с объятиями, поцелуями и без телефонов, без отвлечений на сторонние задачи.

   
   

- Что такое «семейный час» и как вы его проводите?

- Мы стараемся придумывать совместные традиции, такие «якорьки» нашей семьи. Например, по субботам вечером мы смотрим интересный фильм, пьем чай из самовара, я что-нибудь пеку. Любим старые, добрые советские фильмы, недавно смотрели «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». В выборе кино доверяю старшим детям, у нас один вкус, и если им понравилось, то и мне придется по душе.

- Как проходит семейный день?

- Редко удается провести весь день с семьей даже в выходные. Муж - священник, а я пою на клиросе в церкви в субботу вечером и воскресенье утром. Когда получается, ездим в парк Белинского, в лес, на Олимпийскую аллею. Если это учебное время, то готовимся к новой учебной неделе. Несмотря на должность сенатора, я обычная мама, которая варит утром детям кашу, гладит форму, собирает портфель. Эти обычные бытовые моменты никто не отменял.

- Вам кто-то помогает по хозяйству, с детьми?

- Да, у нас есть няня. Она с нами уже 6 лет, и мы ей очень доверяем, да и дети любят ее как родную. Ведь муж часто служит, я на работе или в командировке, поэтому важно, что у нас есть такой человек. Моя младшая дочь не ходила в садик (ей сейчас 3 года) и для меня важно, что она может расти в домашней обстановке. Для детей необходима социализация, контакт со сверстниками, но в нашей семье общения всегда хватает.

Многодетные  как супергерои

- У нас распространилось явление: родители отдают детей на воспитание бабушкам и дедушкам, а сами занимаются работой, карьерой. Правильно ли это?

- Бывают ситуации, когда мать вынуждена работать, чтобы обеспечить своего ребенка. При этом какая бы карьера не была, ребенок должен знать, что ты рядом. И в век технологий это возможно. Я, например, в командировках читаю сказки детям по Zoom. Стараюсь всегда знать, где они находятся. Дети чувствуют, что для меня все важно, что у них происходит, чем они дышат, с кем общаются, чем интересуются.

Нужно не забывать: дети с нами временно. Мы их воспитываем, учим и выпускаем в жизнь. Мы всегда рядом и готовы подставить плечо, поддержать, помочь. Но они уже самостоятельные. Страшно, когда ребенок вырастает, а у тебя, кроме него, ничего больше нет. Он не должен главенствовать над твоей жизнью, нужно искать баланс. Многие говорят, что я бросила детей, занялась карьерой. Я так не считаю. Я хорошая мама, которая безумно любит своих сыновей и дочерей!

- В нашей стране семьи с детьми очень часто попадают в категорию малоимущих. В такой ситуации тяжело надеяться на то, что у нас возникнет культ многодетной семьи, и мы вылезем из демографической ямы...

- Одно из направлений моей работы в Совете Федерации РФ – поддержка многодетных семей. Не только материальная, важно и их позиционирование, восприятие обществом. Часто можно услышать, как в один ряд становятся неблагополучные и многодетные семьи. А вслед маме с большим количеством детей несется: предохраняться не умеете, нищету плодите и прочее. С таким восприятием общества надо бороться.

У меня есть личная история. Лет 10 назад привела сына в садик. В его группе у ребенка пропали колготки. Сразу все подозрения упали на нашу семью! Вы же, говорят, многодетные, вам нужно. Вот и стереотип в действии. Если семья многодетная, то им ни на что не хватает! Или другой случай: когда общалась с Владимиром Путиным и рассказывала о семье, он спросил: «Вы сами родили пятерых детей?! Совсем не похоже». Значит, существует определенный стереотип о внешнем виде многодетной мамы.  Не знаю, откуда он взялся, у меня много знакомых многодетных мам, которые прекрасно выглядят.

Что касается финансов, то с каждым ребенком благосостояние семьи не увеличивается. И моя задача как сенатора принять ряд мер, чтобы благосостояние многодетных семей с рождением детей если не улучшалось, то хотя бы оставалось на том же уровне. Ведь для родителей не обеспечить детей самым необходимым - это тяжелое испытание. Я сама жила в многодетной семье в девяностые годы и были ситуации, когда мы пару недель ели только пшено. Но считаю, что если ребенок появился, то и найдутся силы его обеспечить.

- Почему же не рожают детей?

- Возможно, это какой-то эгоизм своего рода, оправдание нашего комфортного проживания. Рождение ребенка – это выход из зоны комфорта, это страх, неуверенность, ответственность. Но этого не стоит бояться, надо развиваться, двигаться вперед, стараться быть лучше.

- Так есть ли возможность поднять сегодня рождаемость?

- Да, во-первых, надо повысить в обществе авторитет семьи и в частности - многодетной семьи. Необходимо позиционировать честность, верность, повысить роль отца в обществе.

Во-вторых, нужно дать уверенность в завтрашнем дне. Семьи должны знать, что государство их не оставит. Поддерживать можно через выплаты на рождение детей, льготные ипотеки, субсидии на покупку вместительных автомобилей, субсидирование перелетов к месту отдыха, возможность развития родителей. Следует организовать конкурс успешных семей, аналог «Лидеров России», с «прокачкой» личностных качеств.  Многодетные родители – это кладезь потенциала, настоящие супергерои! Многозадачность - это ежедневная практика. У таких родителей есть чему учиться.

Побег до столицы

- У нас все еще остается проблема детских домов. Есть ли сценарий, по которому они станут неактуальными?

- Я вас огорчу, но детдома будут всегда. Мы не залезем в голову к каждому и не спасем всех. Наша задача – сделать детдом временным для детей. Ребенок может туда попасть, но наша задача уменьшить срок его пребывания в этой структуре. Более того, детям, причем всем детям, и после 18 лет тяжело без поддержки близких. Как раз во время приезда к нам Валентины Матвиенко, я озвучивала законопроект о постинтернатном сопровождении выпускников детдомов. Этот комплекс мер должен помочь им адаптироваться в жизни, решить вопросы с жильем, образованием, трудоустройством.

- Почему из социальных учреждений сбегают дети? В Пензенской области в этом году был не один подобный случай…

- Вы думаете, там хорошо? Ребенок стремится вернуться даже в неблагополучную, но свою семью. Есть дети с асоциальным поведением, которые не раз за год сбегают из детдома, доезжают чуть ли не до Москвы. Они делают это не потому, что их обижают, а потому что хотят пожить по-другому. Кто-то бежит, потому что жить невмоготу. Мои приемные дети рассказывали, что в детдомах разное бывает, и, порой, дедовщину невозможно терпеть. Наша задача: пока ребенок находится в учреждении, создать все условия для его жизни и безопасности.

1 сентября с Матвиенко


 - Сейчас идут споры, чему учить детей: стандартной химии, физике или условному тайм-менеджменту, финансовой грамотности…

 - От классического образования, которое формирует кругозор, уходить ни в коем случае нельзя. Знания могут понадобиться в любой момент. Важно, чтобы знания были глубокими. Но при этом сейчас нужно переформатировать обучение в новые виды, в игровые, с применением гаджетов. Необходимо сохранить классику и привнести инновационные элементы. Много сделано для патриотического воспитания. Патриотизм должен быть непременно, как и воспитание. Образование без воспитания – это неправильно. Воспитанием должна заниматься не только семья, но и школа.

- А почему же тогда возникают такие случаи, как недавний, - у памятника Победы, когда подростки грели ноги на огне?

- Мы никогда не исключим подобных инцидентов. Дети могут делать это назло, по непониманию важности этого памятника. И при любых режимах в воспитании это будет. Просто надо работать с такими случаями.

Сейчас мы с Министерством образования как раз создаем программу по выявлению детей из групп риска, с увлеченностью деструктивными группами. И ищем для них возможности развития личностного потенциала. Это попытка разобраться, откуда этот образ мыслей у ребенка, эти желания и стремления. Мы должны дать им альтернативу для изменения ситуации.

- Как вы сами отметили 1 сентября?

 - Этот день я провела с Валентиной Матвиенко, во время ее визита к нам. Мне было грустно, что я не смогла попасть на линейку к своим детям, ведь в этом году у меня сразу четыре школьника,  дочери пошли в 1 и 11 классы. Но на протяжении дня муж слал видео с детьми на празднике. Вечером привычно посидели в кругу семьи, поделились своими новостями и эмоциями.

- Если у вас встанет выбор между семьей и карьерой в политике. Что выберете?

- Сложный вопрос. Я не хочу выбирать. Благодаря моей работе я могу улучшать жизнь людей, и я не могу от этого отказаться. Но моя семья – это душа, это мое сердце. Как и мои проекты. Я не буду выбирать, постараюсь найти баланс. Год назад, после своего назначения на должность сенатора, мне было очень сложно, я боялась потерять себя. Но потом все-таки я выстроила свою жизнь. Надеюсь, так будет и дальше.