Деньги, свиньи, сахарная голова. Чем раньше брали взятки в губернии

Подходит к концу судебный процесс над экс-главой администрации Пензенского района Сергеем Козиным. Прокурор запросил 11 лет лишения свободы. Чиновника поймали за руку, когда он взял 200 тысяч рублей за решение земельного вопроса. Кроме этого эпизода, Козин, по мнению следствия, ещё два раза брал взятки.  Якобы за то, чтобы получить  разрешение на строительство, а потом на ввод в эксплуатацию ритуального зала, некий предприниматель оплачивал чиновнику счета за спортинвентарь, форму для спортшколы, одежду из спортивного магазина. Кроме этого, за свой счёт изготовил памятники и благоустроил могилы, предположительно, родственников Козина.

   
   

Проблема коррупции – не новая для нашего региона. И двести лет назад чиновники собирали мзду в самых различных вариациях. Как «подмазывали» госслужащих в 18-19 веках в Пензенской губернии?

«Материл монахов»

Коррупция в чиновничьей среде была одной из острых социальных проблем ещё в Российской империи, это во всех красках отразили классики российской литературы в своих произведениях - Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин. На мой взгляд, слова императора Николая I «Я думаю, во всей России только я один не беру взяток, хоть и являются преувеличением, но недвусмысленно намекают на масштаб проблемы. И Пензенская губерния не являлась исключением.

В Государственном архиве региона можно обнаружить материалы уголовных дел, связанных с мздоимством.

Не всегда в случае получения взятки речь шла именно о деньгах. Ближе к концу XVIII века можно найти дело чиновника Ивана Терентьева, занимавшего должность секретаря уголовной палаты. Он обвинялся в том, что, оказав «определенные услуги», получил от купца Ваныкина «сахарную голову» - большой кусок сахара весом примерно в пуд. Для тех времен - не самый дешёвый подарок, учитывая, что сахар тогда в России был, в основном, импортным. Для чиновника это дело кончилось благополучно: суд его оправдал, посчитав, что, возможно, криминального умысла и «коррупционной составляющей» в подарке не было.

В фондах удалось найти и другое похожее дело от 1782 года. Регистратор Нижнеломовского нижнего земского суда буквально гастролировал по сёлам своего уезда. Целью этой экспедиции, как предполагало следствие, было вымогательство у селян кур, свиней и гусей. За это он обещал содействие в выборах старост. В Российской империи староста являлся представителем жителей, через которого шло взаимодействие с властью. Несмотря на серьёзный круг обязанностей, он имел и широкие привилегии, так что желание крестьян повлиять на результаты выборов вполне понятно.

Чиновника… оправдали. Сложно сказать, справедливым ли был такой приговор. В деле даны показания жителей шести разных сёл и маловероятно, что они могли все сразу договориться, чтобы оболгать регистратора. Тем более выяснилось, что он, действительно, отсутствовал на рабочем месте в указанные дни. Но свидетелей, кроме потерпевших, найти не удалось, и, следовательно, по законам того времени обвинить чиновника было нельзя. Но регистратора всё же наказали, правда, не за коррупцию, а за то, что находился пьяным на рабочем месте и «материл монахов».

   
   

Вместо каторги — выговор

Эти два случая – редкие примеры того, когда взятку давали не деньгами. В основном чиновники получали с обывателей небольшие суммы денег за содействие в продвижении дел в канцелярии, оказание «помощи» в уголовных, земельных делах или избежании рекрутства. Последнее, кстати, становится распространенным явлением в 1812-15 годах, в связи с началом Отечественной войны.

В большей части в этих преступлениях фигурируют небольшие суммы. 

В 1787 году после смерти председателя Наровчатского уездного казначейства была открыта недостача в несколько тысяч рублей. Как она образовалась - неизвестно. Но суд вынес обвинительный приговор и всё «утерянное» взыскали с наследников чиновника.

Если проанализировать наказания для коррупционеров прошлых лет, то можно увидеть, что большую их часть составляют выговоры и штрафы, вполне подъёмные для чиновничества тех времён. В ряде случаев преступник даже не лишался занимаемой должности и продолжал работать. Самым строгим наказанием была отправка в армию, однако эти случаи крайне редки. Заметно и то, что по коррупционным делам часто выносились оправдательные приговоры.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».