По прогнозам ООН, к 2050 году численность россиян сократится до 132,7 миллиона в основном за счет уменьшения сельских жителей. Негативные демографические тенденции отмечаются и в Пензенской области, где за последние 25 лет населения поубавилось на 235 тысяч человек. При сохранении существующих темпов естественной убыли регион может исчезнуть с карты России через 170 лет.
Бесславное настоящее
В 159 км от Пензы располагается деревня Черногай. В разные годы численность черногайцев достигала более тысячи человек, которая к началу XXI века сократилась до 125 жителей. Сегодня здесь проживают 20 человек – 17 взрослых и три ребенка.
Между тем, эта деревня далеко не единичный пример серьезных демографических процессов, происходящих в регионе. С 2000 года в области было упразднено 149 населенных пунктов в связи с отсутствием официально зарегистрированных жителей. Основным виновником происходящего считают урбанизацию. Иными словами - миграцию сельского населения в крупные города, где больше шансов получить работу и в полной мере насладиться благами цивилизации.
Убойный рубеж веков
Впрочем, не меньшее зло в исчезновении сел и деревень заключено в естественных процессах, таких как превышение смертности над рождаемостью.
Подобная тенденция наметилась в регионе в 1991 году с распадом СССР. Хотя, может, это всего лишь совпадение. Тем не менее, именно с этого времени происходит некий обратный отсчет, который три года еще сглаживался потоком вынужденных переселенцев из бывших советских республик. Но уже с 1995 года, когда фиксируется пик численности населения – 1553,6 тысяч человек, убыль стала не только устойчивой, но и с каждым годом наращивалась ее динамика.
На рубеже веков население региона сократилось до 1,5 млн человек. Тогда на 11 тысяч рожденных приходилось 25 тысяч смертей, при этом естественная убыль составила 14,2 тыс.человек. И это самый высокий, по данным Пензастата, показатель за последние 29 лет.
Отрицательные демографические процессы замедлились лишь в 2014 году (-5 тысяч), впрочем, ненадолго. Со следующего года их умеренный рост возобновился, но при этом стал усугубляться отрицательными показателями миграции. К 2019 году регион по темпам убыли населения «откатился» к началу XXI века. Не только разница между рождаемостью и смертностью сохранила минусовые значения (-7,7 тысяч человек), в прошлом году из области уехало рекордное количество человек 5,9 тысячи. В результате, на 1 января 2019 года пензенцев насчитывалось 1 млн 318 тысяч. За четверть века нас убавилось на 235 тысяч, соответственно городское население сократилось на 85 тысяч, а сельчан стало меньше на 150 тысяч.
Когда исчезнет Белинский?
Если подобные процессы сохранятся и дальше, то нынешние первоклашки могут стать свидетелями «вымирания» целых районов. Мы решили проанализировать данные естественной убыли населения за 2018 год без учета миграции по каждому из 27 районов области. И на их основе сделали прогноз сроков существования муниципалитетов. Для этого использовали элементарные арифметические действия, разделив численность населения на показатель естественной убыли. Полученная величина – это количество лет, оставшихся до полного исчезновения того или иного района с учетом сохранения нынешних темпов убыли.
Первыми попадут под удар малочисленные районы, значительно удаленные от областного центра. Вековой рубеж могут не перейти 15 муниципальных образований. Так, через 72 года пропадет Вадинский, за ним отправится Никольский район – 77 лет. Третье место разделили Бековский, Лунинский и Земетчинский районы – 81 год. Иссинский, Неверкинский и Шемышейский районы опустеют за 86 лет. А вот музей выдающегося критика В.Г.Белинского вряд ли кто посетит через 91 год. В долгожителях пока пребывают Бессоновский и Городищенский районы, 234 и 256 лет соответственно. А также города Кузнецк и Пенза, 221 и 274 года.
Особняком в этом прогнозе стоит Пензенский район. В 2018 году он был в плюсе на 109 человек, благодаря динамично развивающемуся городу Спутнику и селу Засечное, которые хоть и граничат с улицами Пензы, но официально считаются уже областью. Впрочем, статистика певого полугодия и здесь зафиксировала превышение смертности над рождаемостью. Следует напомнить, что в расчетах мы не учитывали отрицательные показатели миграции, в противном случае наши прогнозы приобрели бы более пессимистичный характер.
«Компетентно»
Проректор Института регионального развития Пензенской области Александр Кислов:
Этот феномен нуждается в изучении. Темпы разные, но причины, думаю, здесь общие для всей страны. Село больше всего обезлюдело. Основная причина - безработица. Колхозы и совхозы закончились, фермерство удушили в зародыше. Люди стали разбегаться по городам. В 1994 году, когда было много свободной земли и сохранились животноводческие помещения и некоторая техника, я предлагал под эгидой сельсоветов, которые сегодня страдают от безденежья и безделья, создавать небольшие сельхозпредприятия. Короткие севообороты для производства зерна и кормовых культур, небольшие молочные и свиноводческие фермы, цеха по переработке продукции, в том числе мини-предприятия по ремонту и строительству частного жилья на селе. Чтобы были там плотник, электрик, сантехник и др. Полагаю, это позволило бы как-то удержать людей на селе. В сущности, это предложение до сих пор актуально. Но до сих пор никто им не заинтересовался.
И еще одно. Сельскую демографию крепко подорвали ритейлы, оффшорные торговые сети. Нынче они в основном снабжают население продуктами питания. Причем, в большинстве своем завозят их из-за бугра, оттуда, где зарегистрированы и кредитуются. Таким образом, уничтожается не только наш родимый торговый бизнес, но и производство и переработка. Продукция отечественного села оказалась невостребованной.
«Личное мнение»
Доктор социологических наук, профессор Игорь Юрасов:
Сейчас правительство озаботилось борьбой с бедностью. Вместе с тем исследования показывают, что бедные люди хотят рожать больше детей, чем обеспеченные. Следовательно, ликвидация бедности приведет к снижению рождаемости, которая и без того находится на низком уровне. Ждать прироста численности за счет миграции из стран ближнего зарубежья тоже не стоит. Из 54 тысяч мигрантов, зарегистрированных в области, получить гражданство хотят не более 600 человек.
С удержанием молодежи тоже проблемы. Треть выпускников после сдачи ЕГЭ уезжают в Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Из выпускников вузов 47 процентов покидают Пензу. К увеличению рождаемости и снижению смертности надо подходить комплексно. В противном случае результаты от принятых мер могут негативно сказаться на каком-нибудь другом социальном блоке, о чем мы сейчас даже не догадываемся.