Давление авторитетом. В каком возрасте люди чаще берут взятки

Андрей Дорофеев / АиФ

Несмотря на резонансные уголовные дела, о которых с завидным постоянством рассказывают федеральные СМИ, количество коррупционных преступлений снижается. О том, почему это происходит и чем «грешат» коррупционеры Пензенской области - в аналитическом материале «АиФ-Пенза».

   
   

Аппетиты, однако

С чем у россиян все в порядке, так это с самоиронией. Наш народ умудряется смеяться над самыми сложными ситуациями. Например, один из популярных анекдотов высмеивает коррупционеров: «В России открыт новый закон сохранения: коррупция ниоткуда не появляется, никуда не исчезает, а только переходит из кабинета в кабинет».

Впрочем, на самом деле не все так плохо. Недавно генеральный прокурор РФ Юрий Чайка озвучил внушительную цифру - 78 миллиардов рублей. В такую сумму оценивается имущество, арестованное в рамках расследования коррупционных дел. Самые резонансные преступления этой категории, по понятным причинам, совершаются в мегаполисах. В провинциях аппетиты коррупционеров намного скромнее, но и они наносят ощутимый ущерб региональной экономике.

Так, в этом году в поле зрения сотрудников правоохранительных органов попало 105 преступлений коррупционной направленности.

«Тринадцать из них связаны непосредственно с хищением бюджетных средств. Сумма ущерба, причиненного коррупционерами, составляет более 140 миллионов рублей, - сообщила прокурор Пензенской области Наталья Канцерова. - Но это не окончательная сумма - она будет корректироваться, поскольку некоторые уголовные дела еще находятся в стадии расследования и по ним проводятся экспертизы».

Тем не менее, уже сейчас можно констатировать, что коррупционных преступлений становится меньше - второй год подряд статистика идет на убыль. За 11 месяцев этого года их было совершено на 27% меньше, чем в 2016 году. По словам Натальи Канцеровой, в первую очередь, это связано с усилением профилактической работы всех органов, призванных бороться с коррупцией. Но нельзя сбрасывать со счетов еще один факт, тоже влияющий на статистику - изворотливость коррупционеров. Современная коррупция - это не банальный конверт с купюрами или перевод денег на счет чиновника, а обмен услугами. Выявлять такие преступления намного сложнее.

Кстати
Из общего числа преступлений коррупционной направленности, совершенных в этом году на территории нашего региона, 60 выявили пензенские полицейские, 22 - сотрудники ФСБ, 9 - сотрудники регионального Следственного комитета и 4 - представители УФСИН.
   
   

Должность от наказания не спасает

В 2017 году, благодаря усилиям правоохранительных органов, удалось раскрыть немало преступлений, в которых замешаны чиновники, депутаты и бизнесмены - то есть люди, обличенные властью и, значит, способные влиять на нашу жизнь, зарубая на корню самые благие начинания.

Сейчас в стадии расследования находится уголовное дело, возбужденное в отношении экс-депутата Пензенской гордумы Георгия Тюрина, который обвиняется в покушении на получение взятки в особо крупном размере.

По данным следствия, теперь уже бывший народный избранник обещал некоему предпринимателю положительно решить земельный вопрос, связанный с отклонением от параметров разрешенного строительства и реконструкции объекта. В ноябре 2016 года Тюрин, занимавший должность заместителя председателя городской думы, получил от бизнесмена 1 миллион рублей. В качестве оставшейся части взятки он предложил безвозмездно передать ему в собственность нежилое помещение,  стоимость которого оценена экспертом в 35 миллионов рублей. Договор купли-продажи был предусмотрительно оформлен на сына подозреваемого. Кстати, это самая крупная взятка, зафиксированная в этом году на территории нашего региона.

Помимо взятки, бывшему депутату инкриминируется еще одно серьезное преступление - воспрепятствование предпринимательской деятельности. Эта, мягко говоря, некрасивая ситуация связана с автомобилем Тюрина - Toyota Land Cruiser 200. Будучи недовольным качеством ремонта, он, опять же, по версии следствия, потребовал от владельца СТО не только переделать работу, но и устранить неполадки, не связанные с ремонтом. Получив отказ, бывший заместитель председателя городской думы, организовал проверки, которые одна за другой посыпались на СТО.

В стадии расследования находится еще несколько коррупционных дел, основными «героями» в которых выступают должностные лица. В частности, начальник финансового управления администрации Городищенского района. «В сентябре прошлого года она получила от директора некоего ООО взятку. Причем, не деньгами, а окнами, - продолжает рассказывать Наталья Евгеньевна. - Десять оконных ПВХ-профилей стоимостью 135 тысяч рублей были бесплатно установлены в обмен на ее содействие в погашении долга по исполненным муниципальным контрактам.

Расследуется уголовное дело, основным фигурантом в котором является руководство пензенской городской детской поликлиники. Оно было возбуждено по материалам прокурорской проверки, выявившей факт злоупотребления должностными полномочиями. В частности, наши сотрудники обнаружили, что руководство поликлиники сделало все, чтобы в аукционе по закупкам медпрепаратов победила нужная ему организация. И ладно, если бы цены на наборы для лабораторной диагностики были низкими, но они оказались завышены».

Взятки как мед сладки

Как и в других российских регионах, в Пензенской области не искоренена (и вряд ли это произойдет в ближайшее время) так называемая бытовая коррупция. В 2017 году по этой линии было выявлено 29 фактов получения и дачи взятки. Деньги брали преподаватели вузов и сотрудник ГИБДД.

«Некоторые проявления коррупции настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы воспринимаем их как само собой разумеющееся, - считает прокурор региона. - В народе бытует мнение, что если стоимость презента, преподносимого тому же чиновнику, не превышает трех тысяч рублей, то взяткой он не считается. А вот все, что свыше - подпадает под уголовную статью. На самом деле это не так.

В законе есть понятие «мелкая взятка» - до 10 тысяч рублей включительно. Наказание за нее ниже, чем за крупную, но оно есть, а полученная судимость нередко ставит точку в некогда успешной карьере. Так, в этом году был осужден участковый уполномоченный полиции, который прошлым летом сообщил представителю частной ритуальной компании служебную информацию о смерти человека, за что получил взятку в размере шести тысяч рублей.

Что касается презентов, то законом разрешены подарки, связанные с протокольными мероприятиями - Новым годом, 8 марта, Днем сотрудников органов внутренних дел, Днем юриста и другими праздниками. Но все должностные лица, получившие на работе презенты, должны в письменном виде уведомить об этом свое руководство. Если же бутылка коньяка или духи дарятся за оказание какой-либо услуги, то, независимо от стоимости, они считаются взяткой».

И это тоже работа

Однако работа прокуратуры не сводится исключительно к выявлению уголовно наказуемых деяний и надзору за расследованием уголовных дел. Это ведомство  координирует деятельность всех правоохранительных органов. Его сотрудники проводят антикоррупционную экспертизу нормативных актов, проверяют соблюдение государственными и муниципальными служащими антикоррупционных ограничений и запретов, возбуждают дела об административных правонарушениях.

Только за 9 месяцев прокурорами проверено свыше 31 тысячи правовых актов, из них более чем в 750 выявлены коррупциогенные факторы и противоречия федеральному законодательству. Зафиксировано 587 нарушений антикоррупционных ограничений, более 300 нарушений, связанных с предоставлением сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, 15 конфликтов интересов должностных лиц. Своих кресел в связи с такими нарушениями лишились 63 депутата органов местного самоуправления и 2 руководителя муниципальных учреждений. К административной ответственности за коррупционные правонарушения привлечено 77 должностных и юридических лиц.

Вообще же за совершение коррупционных преступлений в этом году к уголовной ответственности привлечено 106 жителей Пензенской области - 73 мужчины и 33 женщины. Больше всего коррупционеров в возрастной группе от 50 до 59 лет (34 человека). Двенадцать коррупционеров перешагнули 60-летний рубеж. Но есть и молодые - троим нет еще и 25 лет.

«Гнездо коррупции»

История коррупции в России уходит корнями в глубь веков. Еще при Иване Грозном жесткой казни предали дьяка, получившего от кого-то в качестве взятки гуся, нашпигованного золотыми монетами. После смерти монарха государство слегка отпустило бразды. При царе Алексее Михайловиче вокруг государя образовалась целая мафия, нагло и открыто обиравшая народ.

Конечно, наш край эта проблема тоже не обошла. Более того - коррупция цвела здесь махровым цветом, а к началу девятнадцатого века и вовсе достигла небывалых масштабов. В областном государственном архиве хранится немало уникальных документов, рассказывающих, как в Пензенской губернии разворачивалась борьба с «вирусом лихоимства».

«К нам в губернию неоднократно приезжали сенаторские ревизии, - рассказывает главный архивист Светлана Петрина. - Это была исключительная мера, принимаемая по особому высочайшему усмотрению. Так, в 1808 году Пензенскую губернию посетил сенатор Осип Петрович Козодавлев, предложивший по результатам ревизии привлечь к суду с увольнением от должности 46 чиновников».

Дальше - больше. Двадцать два года спустя в Сурский край наведался сенатор Иван Саввич Горголи. После многодневных проверок он отстранил от должности и предал суду 106 пензенских чиновников. Однако лихоимцам, несмотря на все могущество ревизора (шутка ли - генерал-лейтенант русской армии, действительный тайный советник!) все сошло с рук: местное «правосудие» оправдало всех до единого. Это известие ошеломило даже всесильного шефа жандармов, начальника Третьего отделения Александра Бенкендорфа, который вынужден был констатировать: «Такое окончание ревизии, на которую все жители возлагали надежду, произвело всеобщее уныние, а чиновники оказывают еще больше дерзости и решимости в злоупотреблениях своих».

По мнению самого Горголи, расследование провалилось из-за того, что пензенские судьи были тесно связаны с обвиненными чиновниками узами все той же коррупции.

Тридцать лет спустя, в 1858 году в нашу губернию высочайшим указом был направлен сенатор Степан Васильевич Сафонов. Его ревизия продлилась без малого год. В отчете Комитету министров Сафонов писал следующее: «Деятельность губернского правления направлена преимущественно к исполнению формальности, а не к тому, чтобы исполнять существенно назначение свое, указанное законом».

«Канцелярские» беспорядки, по словам Сафонова, были доведены до такой степени, что почти исключали возможность какой-либо проверки, - продолжает Петрина. - В губернии процветали казнокрадство, незаконные порубки зеленых массивов, самовольный застрой. При этом самым большим мздоимцем прослыл не много не мало сам губернатор Александр Панчулидзев. За 28 лет, проведенных на высоком посту, он полностью перекроил управление губернией на свой лад. В мемуарах современников, например, рассказывается о том, как Панчулидзев брал с винных откупщиков ежегодные взятки, размер которых превышал его годовое денежное содержание. Ему платили за получение каждого места и отдельно - за право этого места держаться. Все, что он приобрел, тратилось на увеселения и на угощение дворянства.

Алчность Панчулидзева стоила жизни казначею Губернского правления, который, как отмечается в тех же мемуарах, был, в сущности, честным человеком. Губернатор регулярно брал из казны деньги, а взамен оставлял казначею расписки, которые хранились в шкафу. Когда в правление нагрянули ревизия Сафонова, шкаф оказался пустым - по поручению Панчулидзева все расписки из него были выкрадены накануне. Несчастный казначей, понимая, чем грозит ему эта история, те же вечером, придя домой, выпил яд».

После ревизии Сафонова губернатора отдали под суд, однако вскоре дело прекратили. Впрочем, эпоха самого большого в истории Пензенского края взяточника и казнокрада уже клонилась на закат: Панчулидзева сместили с поста, и остаток дней он провел в селе Рамзай, где скончался седьмого января 1867 года.

Это интересно
Одним из самых лакомых кусков для лихоимцев в позапрошлом веке были винные откупщики. Согласно законам того времени, для получения откупов устраивались торги, победителем в которых выходил тот, кто предлагал самую большую сумму в доход государству – своего рода современные тендеры, только наоборот. Однако на деле право торговать алкоголем получал тот, кто сулил местным чиновникам самую большую взятку. В 1863 году винные откупа в России заменили акцизом. Но и эта мера совершенно не помешала виноторговцам получать многомиллионные доходы от торговли, а чиновникам - столь же крупные взятки.