Этого дня в Чемодановке и Лопатках ждали два года. Одни - чтобы увидеть, как наказывают виновных, другие - чтобы доказать, что они не виноваты. Пензенской областной суд вынес приговор по «цыганскому» делу.
В зоне особого внимания
Два года назад Чемодановка прогремела не только на всю страну, о ней рассказывали и зарубежные СМИ: не так часто из-за конфликта, который сейчас называют «бытовым», перекрывают федеральную трассу.
То, что произошло 13 июня 2019 года, приговор суда описывает сухим языком. Несколько жителей Чемодановки пришли к дому местного жителя - цыгана для «разрешения бытовых конфликтов с участием местных представителей цыганской национальности, выражения общественного недовольства вызывающим поведением их отдельных представителей». Поговорить миром не удалось, на помощь прибыли лица цыганской национальности. Дальнейшее описание их действий похоже на бойню. «Желая продемонстрировать свое физическое и психологическое превосходство, высказывая угрозы» стали кидать камни, кирпичи, обломки шифера в сторону лиц «нецыганской национальности». Досталось и стоящим автомобилям, в качестве оружия шли в ход деревянные палки, металлические бруски, бытовой и сельскохозяйственный инвентарь. «В результате от их действий пострадал 21 человек, повреждены три автомобиля, ограждение дома».
Одного из граждан нецыганской национальности трижды ударили деревянным бруском по голове. 34-летний мужчина скончался на следующий день в больнице. Еще один получил серьезные травмы.
Сухой протокольный язык не передает весь накал страстей. Местные до сих пор вспоминают, как боялись в ту ночь ложиться спать, ожидая, что к цыганам прибудет подмога, и клали под подушки ножи и топоры.
А цыгане даже спустя год после конфликта, когда к ним приезжал корреспондент «АиФ-Пенза», на эмоциях рассказывали, как быстро уезжали из своих домов, они тоже боялись - русских.
Еще все требовали справедливости. Местные из Чемодановки - из-за погибшего. Цыгане - из-за задержанных. «Не все, кого арестовали, виноваты в той драке», - несколько раз повторял местный цыганский барон. Свою вину в ходе процесса ни один из осужденных, а их было 27 человек, так и не признал.
Суд отправил в тюрьму двоих, обоих по статье ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Одного приговорил к 10 годам лишения свободы (за гибель человека), другого - к 7 годам за нанесение тяжелых травм: во время драки виновный ударил потерпевшего лопатой по голове.
Еще одного отпустили, он был оправдан «в связи с его непричастностью к совершению преступления». А оставшихся признали виновными по ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки», им назначили наказание от двух до трех лет лишения свободы и отпустили на свободу. Они свое отсидели, пока шли суд и следствие.
В день, когда оглашали приговор, в Чемодановке и Лопатках видели сотрудников ОМОНа. Источник в правоохранительных органах подтвердил: патрули ввели туда для безопасности. Опасались зря. В обоих селах, как рассказывали местные жители, в эти дни было тихо.
Жить в мире
«Мы хотим жить в мире» - эту фразу цыганский барон при встрече с корреспондентом «АиФ-Пенза» повторял несколько раз.
Чтобы «войны» больше не было, в Чемодановке сделали многое: работали и кнутом, и пряником. Заасфальтировали дороги, объявили о начале строительства школы, открыли отремонтированный пункт полиции. В регионе пытаются наладить «межнациональные отношения», устраивают конкурсы цыганского искусства.
Но Чемодановка и Лопатки и сейчас как будто на разных полюсах. В первом селе - аккуратные дома с ухоженными садами. Здесь все работают. Во втором - деревянные постройки чуть ли не из досок. В середине дня почти все взрослое население находится дома. «Не можем найти работу», - утверждают они в один голос. Такие же объяснения могут быть и у их детей - их обучение нередко ограничивается начальной школой. Здесь очень интересуются размерами детских пособий - это серьезный доход для цыганских многодетных семей. Большие и красивые дома здесь есть, там как раз тяжело застать дома хозяев - мужчины на заработках. Но таких примеров единицы.
В 1956 году был принят закон об оседлости, именно тогда цыгане и обосновались в регионе. Причем не только в Лопатках. Целый район Пензы до сих пор носит название «цыганский». Но там не помнят таких конфликтов, как в Чемодановке. В этом районе далеко не всегда по внешнему виду дома можно определить, семья какой национальности здесь живет. Цыгане здесь все больше растворяются среди других.
Впрочем, свои перемены видны и в Чемодановке.
«Раньше едешь по дороге в селе, и если по ней идут цыгане, они не разойдутся, не пропустят машину, так и продолжат идти прямо посередине. Сейчас хотя машину пропускают», – отмечает владелец дома в Чемодановке Владимир Юферов.