В Пензе сейчас много говорится о сохранении памятников прошлого. В первую очередь речь идет о достопримечательностях областного центра. До села, как правило, руки не доходят: слишком дорого, бюджет не осилит, а меценаты не объявляются.
Потому и стоят в деревнях, ощетинившись колотым кирпичом полуразвалившиеся старинные усадьбы и храмы. Да и небольшие сельские музеи, как выясняется, тоже никому не нужны, кроме местных жителей.
Недоступная «кинохроника»
До пункта назначения - села Князевка - всего 27 км от Пензы. Наш провожатый - мастер резьбы по дереву, местный житель Виктор Краюшкин. Некоторые его работы знакомы едва ли не каждому пензенцу - резной фасад Дома Мейерхольда и дома внучки Радищева.
«В той школе, построенной княгиней Анной Голицыной, учились мои родители, - вспоминает Виктор Анатольевич. - Называлась она - земская трех классная. Там же учился наш земляк контр-адмирал Астафьев, у входа есть его мемориальная доска».
До Князевки уже чуть меньше половины пути. По левую руку вырастает огромный полуразрушенный храм из красного кирпича, а по правую - такая же кирпичная высокая арка.
«Это был вход в церковь, - объясняет наш провожатый. - У церкви была большая территория, а потом прямо по ней дорогу проложили, вот и оказался вход на одной стороне дороги, а сама церковь - на другой». От этого рассказа становится грустно: такая великолепная архитектура и роскошный парк превратились в груду развалин у ничем не примечательной дороги.
Князевка встречает нас мемориальным комплексом героям Великой Отечественной, чуть дальше - длинное двухэтажное здание современной школы. Перед ним - пусто и тихо. Оказывается, школа не работает. Детей возят учиться в соседнее село, а эту закрыли: слишком мало учеников для такого здания, всего 13 человек.
Захлопнулась дверь, и здание будто поглотило в себя все звуки, погрузив нас в свой загадочный и размеренный мир прошлого. Наверное, правы те ученые, которые утверждают, что предметы способны записывать образы и звуки прошлого. Только расшифровать эту «кинохронику» люди пока не в силах.
Разграбили и сожгли
Большая часть экспозиции, как выяснилось, принадлежит местному жителю, любителю-краеведу Гавриле Заварицкому, оставившему толстую книгу записей о жизни села с 1710 по 1939 годы. Создатели музея издали часть записок за свой счет.
От последней владелицы усадьбы княгини Анны Голициной сохранилось немного: несколько фотографий, да некоторые предметы из дома, который «ушел» вслед за хозяйкой.
И собачий и хозяйский склеп давно разграбили. Остатки склепов провалились под землю и заросли травой. Мраморные надгробья на собачьих могилах народ стал приспосабливать для хозяйства, но потом их забрал соседний музей. А на могиле княгини местные школьники соорудили деревянную оградку с крестом и табличкой - все-таки основательница села.
«Именно Анна Голицына завезла сюда многие сорта деревьев, которых здесь не было и в помине: акацию, сирень, боярышник, грушу. Тут ведь раньше был сплошной лес, - поясняет Таисия Ивановна. - После смерти княгини в имение приезжал ее племянник, хотел построить тут фарфоровый завод, да так и не получилось - грянула революция».
«Я было вознамерилась выпросить его для музея. Но не тут-то было. Шкаф вскоре исчез. А через какое-то время мы получили из Саратовского музея (г. Петровск) опись мебели из усадьбы Голицыной, среди прочего значился и этот шкаф!»
Помимо дореволюционных экспонатов тут и более современные и наоборот доисторические: топор каменного века, валун, пригнанный на территорию Князевки ледником с самого севера(!), зубы акулы, найденные в песке на берегу здешней речки Ардым и даже зуб шерстистого носорога, которые вымерли 70 тысяч лет назад!
«Чтобы подтвердить происхождение находок, я обращаюсь к специалистам краеведческого музея, отвожу им на экспертизу, - уточняет моя собеседница. - О чем говорят найденные зубы акулы? О том, что на территории Пензенской области в доисторические времена было море. В те же доисторические времена сюда пришел ледник, который, как известно, остановился на территории нашей области. Получается, что и вымерший носорог тоже тут обитал».
Ничья собственность
По словам хранителей музея, ни здание, ни сама экспозиция никому не принадлежат. Ответственные лица стараются не замечать проблемы, а потому деревянная школа, являющаяся по сути историческим памятником, обречена на разрушение. Вместе с ней приходят в негодность и редкие, с таким трудом собранные экспонаты.
Чтобы выяснить, в чем же дело, «АиФ» обратился к главе администрации Пензенского района Сергею Козину.
Мнение
Доктор исторических наук, профессор, председатель региональной общественной организации краеведов Владимир Первушкин:
Наверное, современная молодежь не знает, что был у нас в селе Атмис Народный музей, получивший такое звание еще в 1910 году. Его создатель - известный пензенский краевед Георгий Смагин. Это был первый народный музей в нашей губернии. Даже в революцию его не тронули. А в 90-е годы, когда умер Смагин, всю экспозицию растащили. А она была очень редкой! Так, что Народного музея, который сумел пережить революцию, у нас больше нет.
Нам нужно поучиться у других регионов, как охранять и поддерживать наши памятники. Вот в Тамбовской области комитет по охране памятников не дремлет, сотрудничает с крупными музеями. Те берут под опеку музеи Тамбова. Например, небольшому музею в Моршанске помогает Эрмитаж!
Мы готовы подать заявку на грант, который пойдет на развитие музея в Князевке, но для этого нужно хотя бы привести в порядок документы, здание должно обрести хозяина.