Чтобы помнили! «Детскую книгу войны» передали общественной организации

Впервые в одной книге собраны дневники детей войны, которые журналисты «АиФ» собирали по крупицам во всех регионах страны. © / Николай Козин / АиФ

На минувшей неделе редакция «АиФ-Пенза» передала книгу на русском и английских языках пензенской общественной организации «Дети войны».   

   
   

Участники проекта вспоминали памятные события зимних месяцев Великой Отечественной войны: 5 декабря 1941 года - битва за Москву, 27 января - день снятия Блокады Ленинграда и Международный день памяти жертв Холокоста и 2 февраля 1943 года – окончание Сталинградской битвы. На встрече было более 90 человек. Много было тех, кто в детстве в годы войны имел отношение к этим событиям.

Впервые в одной книге собраны дневники детей войны, которые журналисты «АиФ» собирали по крупицам во всех регионах страны. К сожалению, до наших дней их дошло немного. Всего в книге содержатся 35 дневников, большинство из них увидели свет впервые.

К сожалению, сегодня в живых осталось не так много участников войны. Нынешнее поколение о том времени чаще узнает не из живых рассказов очевидцев, а из книг, фильмов. В дневнике же показана история Великой Отечественной глазами детей.

«АиФ-Пенза» много писали об их воспоминаниях.

«Как-то мама меня, уже чуть повзрослевшую девочку, не нашла «дома», - это отрывок из воспоминаний  Нины Прудентовой, жительницы блокадного Ленинграда. -  Обежав все закоулки, в отчаянии ворвалась к немцам и увидела неожиданную картину: Хельмут, так звали одного из них, кормил меня манной кашей. На родине у него остались жена и сын, по которому он очень скучал. Видимо, так проявлялись его отцовские чувства».

Во время отступления немцы людей, которые помоложе, забрали с собой на поезде в Германию. Но русские войска так быстро наступали, что всех «узников» высадили в Латвии, поместили в сараи и разрешали латышам брать их в батраки. В этой республике Нина Борисовна прожила до 1959 года, а в 1978 переехала в Пензу.

   
   

А Борис Малев вспоминал:

«В Ленинграде была специальная столовая для дистрофиков «Универсаль». Моя мама устроилась туда работать, и я иногда прибегал к ней. В здании даже играл духовой оркестр. Но после обеда многие люди умирали, их выносили на улицу, где стояла «полуторка» и отвозили в братскую могилу.

Во время войны на рынках доходило до абсурда: вместо консервов в жестяной банке можно было купить тряпку, замоченную в воде. А за бриллиантовое ожерелье порой выторговывали буханку хлеба – это считалось большой удачей».

Если у кого остались дневниковые записи, приносите, присылайте в редакцию «АиФ-Пенза»: г. Пенза, ул. Карла Маркса, 16, оф. 71. Тел.: 56-27-61.

Смотрите также: