Буксует и захлебывается. Почему даже оператор критикует мусорную реформу

Мусорная реформа уже второй год шагает по стране, но шагает, как будто спотыкаясь через каждый метр пути. Соцсети полны постами разгневанных жителей области, которых раздражают переполненные контейнеры и выросшие тарифы. Ответы на их вопросы дал генеральный директор ООО «Управление благоустройства и очистки города Пенза» Андрей Архипов.

   
   

О тарифах и прокуратуре

- Полтора года назад в Пензенской области, как и во всей стране, началась мусорная реформа. Тарифы выросли, а жалобы на то, что из Пензы вовремя не вывозится мусор, остались. Так зачем повышали тарифы?

- Во-первых, в Пензе контейнеры переполняются всего на 8-10 площадках, на которых скапливается много транзитного мусора. Наши автомобили вывозят отходы, а следом за ними приезжает грузотакси и вываливает строительный мусор, или управляющие компании складывают спиленные ветки. Ни то, ни другое не относится к ТКО, и мы вывозить их не обязаны. Но таким мусором заваливают контейнеры, и после этого сложить туда обычные твердые коммунальные отходы уже невозможно. Отсюда и переполнение.

Во-вторых, жители часто закрывают контейнерные площадки своими автомобилями, к ним невозможно подъехать по 2-3 дня. ГИБДД говорит, что эти водители ничего не нарушают, поэтому владельцев машин не ищут. Нам приходится отыскивать их с помощью УК, руководства района, в день делаем по 10-15 звонков в администрации. 

- Что касается повышенных тарифов. По сравнению с чем тарифы повысились?

- По сравнению с тем, что было раньше.

- А что было раньше? 

   
   

- А раньше было дешевле. В частном секторе в областном центре тариф до реформы составлял 96 рублей, а сейчас 75 руб. 22 коп. В отношении многоквартирных домов тарифа как такового вовсе не было. Он был лишь у муниципального жилья, которое относилось к администрации. А в других случаях плата за вывоз мусора была договорной, она не была выделена отдельной строкой, и поэтому говорить, где и как она изменилась, сложно. Плюс за отдельную плату вывозился крупногабаритный мусор, сейчас эта услуга заложена в один тариф. По нашим подсчетам особого увеличения по Пензе не произошло. То же самое касается и районов. Там в среднем платили около 40 рублей, сейчас платят 90 рублей, но раньше у них вывозили мусор два раза в месяц, а сейчас два раза в неделю.

- В прошлом году прокуратура выявила нарушения в графике вывоза мусора. Он был связан с теми причинами, которые вы назвали?

- Нет. Управляющие компании, ТСЖ говорили, что не надо вывозить отходы ежедневно, чтобы не создавать шум. Мы пошли на поводу, а прокуратура потребовала, чтобы график исполнялся. Сейчас вывозим мусор в соответствии с ним.

- А в прошлый раз кого-то наказали за соблюдение графика?

- Сотрудника нашей организации.

- К какой ответственности привлекли?

- Был выписан штраф. Нас часто критикуют, но мы на самом деле много делаем. Наша задача состоит в том, чтобы довезти отходы до полигона, чтобы мусор не приехал в посадки или еще куда-либо на неподготовленную территорию. И сейчас нами обеспечен вывоз ТКО от 99,8% жителей нашей зоны. Мы не возим отходы только из тех населенных пунктов, где нет дорог. Сейчас за утилизацию отходов в нашей области региональный оператор не отвечает. 

О новом полигоне и чемодановской свалке

- Получается, что мусорная реформа коснулась только вывоза мусора?

- На данном этапе да.

- Но гражданам обещали совершенно другое. Им рассказывали о раздельном сборе отходов, о новых способах их утилизации.

- Пензенская область заключила концессионное соглашение о строительстве нового полигона и мусоросортировочного комплекса. Выделен земельный участок на территории Степановского сельсовета Бессоновского района, подписан договор аренды, на данный момент проводятся работы по проектированию.

С нашей зоны, кроме Иссинского района, мусор будет свозиться именно туда. Сжигать там ничего не станут. Отходы будут сортироваться: около 40% в качестве вторичного сырья пойдет на переработку, 30% - на компостирование, и к захоронению на полигоне будет оставаться не более 30%.

Новый полигон - это современное инженерное сооружение, на его дно выкладывается мембрана, чтобы ничего не поступало в грунтовые воды. Отходы пересыпаются слоями (песка). После того, как карта закрывается, она также затягивается мембраной, и на ней высаживается трава, то есть сразу заложен процесс рекультивации. Также устанавливается система по отводу газа. После введения изменений в законодательство РФ, возможно его собирать, сжигать и превращать в электроэнергию. Мы рассчитываем, что комплекс будет запущен к концу 2022 года. После сдачи в эксплуатацию он станет принадлежать Пензенской области.

- Рассчитывали, на сколько повысится тариф?

- На данный момент это рано обсуждать. 

- Туда станут привозить отходы с Чемодановской свалки?

- Нет. В рамках нацпроекта «Экология» заложены средства на рекультивацию полигона. Федеральный бюджет выделяет значительные средства на такие цели.

Разделить и заработать?

- А почему у нас никак не решится проблема с раздельным вывозом мусора?

- В Пензе установлено 680 контейнеров для сборки ПЭТ и 64 - под бумагу.

- Этого достаточно?

- На данный момент достаточно. Раздельный сбор мусора - дорогое удовольствие. Здесь большие затраты: надо поставить специальные контейнеры, закупить автомобили, так как раздельный мусор собирается отдельным транспортом. Проводить раздельный сбор без сортировочной линии - полная утопия. Например, бумагу необходимо сдавать отдельно от картона, на картоне не должно быть скотча, его приходится отрывать. Молочные бутылки ПЭТ надо отсоединить от коробок из-под моющих средств. Потом это все следует прессовать и отвезти - на перерабатывающие заводы. А их в нашей стране немного. С началом мусорной реформы многие регоператоры стали собирать ПЭТ отдельно. Этого сырья оказалось на рынке слишком много, стоимость сократилась в несколько раз. И теперь собирать его не выгодно.

- Так что вы с ним делаете?

- ПЭТ и бумагу собираем, отвозим заготовителям, которые досортировывают его и отправляют на переработку.

- Граждане жалуются, что у них во дворе стоял контейнер по сбору ПЭТ, а потом его убрали. Почему?

- У нас были заключены договора с предпринимателями, которые вывозили ПЭТ. Сейчас данный бизнес перестал являться прибыльным, наши партнеры забрали свои контейнеры - сетки. Мы заказали новые сетки, будем устанавливать их за свой счет. Продолжим вывозить мусор себе в убыток, но делать это не перестанем, важно поддержать граждан, которые начали сортировать мусор.

Туда ли идет реформа

- Откуда мусора вывозится больше?

- Оттуда, где больше проживает жителей, эти показатели связаны напрямую.

- А почему тогда плата за вывоз мусора берется из расчета площади квартиры, а не из числа проживающих в ней?

- По нескольким причинам. Во-первых, в среднестатистическом доме при оплате из расчета за квадратный метр стоимость вывоза мусора будет на 7-8% меньше, чем если рассчитывать ее исходя из количества человек. Во-вторых, число квадратных метров легче администрировать, по ним есть данные. В-третьих, у ряда граждан в собственности не по одной, а по две и три квартиры. И они утверждают, что живут в одной квартире, а остальные стоят пустыми. На самом деле жилье они сдают, и, если рассчитывать тариф исходя из числа проживающих, то за эти квартиры никто платить не будет. В-четвертых, взять справку и доказать, что ты прописан один или вдвоем, а не втроем, практически невозможно, во многих УК паспортные столы упразднены.

- Но почему тогда в большинстве российских регионов берут плату именно из расчета за человека?

- Скорее всего, это связано именно с возможностью получения данных о числе проживающих: мы изучали практику 46 субъектов РФ, и только в пензенских МФЦ не дают такую справку.

- Многих интересует, сколько вы зарабатываете на мусоре.

- Из суммы, которую мы собираем, 80% - это затраты на перевозку, где-то 17% - плата полигонам. На собственные расходы нам остается 3 % и из них в качестве прибыли мы закладываем в тариф лишь 5%. Но сейчас мы работаем в убыток, у нас недобор по общей сумме 10% из-за хронической задолженности. На данный момент мы выиграли около 300 исков к юрлицам, направлено более двух тысяч судебных приказов к физлицам, и еще 1,5 тысячи исков к гражданам в судах.

Мы понимали, что этот бизнес не станет сразу прибыльным. Инвестированные деньги получится вернуть лет через 5-7. Желающих работать в этом направлении и в целом по России не так уж много. 

-  То есть у вас тоже складывается ощущение, что мусорная реформа пошла не по тому пути?

- Я разделяю негодование граждан. Начало мусорной реформы переносилось несколько лет. Законодательная база несовершенна, к ней и у нас много вопросов. Например, не совсем ясно, кто должен отвечать за строительный мусор. К ТКО он не относится, если гражданин разобрал у себя сарай, он должен вызвать организацию, у которой заключен договор с полигоном, и за свой счет вывезти эти отходы. Но в реальности это мало кто делает. Та же ситуация и со спиленными ветками – за них отвечать должны УК, но они не хотят нести затраты на утилизацию. Здесь два выхода - или ввести наказание  для тех, кто складывает такой мусор в контейнеры, либо включить вывоз таких отходов в тариф. Но тогда тариф вырастет. 

На мой взгляд, необходимо ввести наказание для граждан, перегораживающих подъезд к контейнерным площадкам своими автомобилями. Уже после этого было бы гораздо легче.

Если мы хотим вводить полноценный раздельный сбор, то тогда должны наказываться те, кто бросил несортированные отходы в контейнер для раздельного сбора. На данный момент ни мы, ни регион, ни федерация в целом по большому счету к этому не готовы. Европа шла к этому 60 лет. Но в конце концов пришла.