Их отправляли на каторжные работы в Германию. Шансов остаться в живых после этого не было. А вот надежда не умирала. 1500 человек около посёлка Оредеж под Ленинградом. Им оставалось только верить, что их спасёт чудо. Этим чудом и стал партизанский отряд, который возглавлял уроженец Пензенской области Александр Винокуров. Отважному командиру в 1943 году исполнилось всего 22 года. Он был одним из тех, кто пробивал блокаду города на Неве. Она была прорвана 18 января 1943-го, а окончательно снята 27 января 1944-го.
Три дивизии в тылу
В Пензенском краеведческом музее сохранилась автобиография Александра Винокурова. Её начало стандартное. Родился в посёлке Сура (сейчас оно находится в Никольском районе) в 1921 году в семье крестьянина. Окончил школу, пошёл работать помощником машиниста: очень любил паровозы. В 1940 году его забрали в армию, служил во Львове, в бронетанковых частях. Там он и встретил начало Великой Отечественной, получил тяжёлое ранение, лечился.
«В конце 1941 года как комсомолец был направлен в Москву, где в это время формировался партизанский отряд, возглавляемый испанцем, капитаном Гульоном, выброшен в тыл врага – Ленинградскую область, в район посёлка Оредеж», – вспоминал Винокуров.
Зачем надо было машиниста бронепоезда с боевым опытом (а такие в начале 1941-го особенно ценились) переобучать, да к тому же забрасывать в тыл врага?
До начала блокады в Ленинграде сформировали и направили в тыл врага около 100 партизанских отрядов и шесть полков общей численностью около 8000 человек. Эту цифру приводит ленинградский историк профессор Юрий Петров. Под городом в окружение попали части Красной армии, вместе с ними партизанское движение могло насчитывать 18 тысяч человек. К моменту снятия блокады эта цифра перевалила за 30 тысяч. Огромнейшая сила, по нынешним меркам – три дивизии.
Партизанские группы специально готовили, их старались по максимуму оснастить провиантом и оружием, а главное – ими руководили. Их действия согласовали с наступлением частей Красной армии. Размах движения был огромным. У партизан были свои типографии, которые печатали листовки и газеты. А в 1942 году в Ленинград, несмотря на блокаду, смог проехать партизанский обоз с продуктами. Но основная задача у партизан была другая – перерезать инфраструктуру, по которой шло снабжение частей вермахта.
«Забываешься, Архипыч?»
Главной транспортной артерией 18-й армии группы «Север», которая осаждала Ленинград, являлась Варшавская железная дорога. Именно по ней подвозили живую силу и технику. Сюда и направили бывшего помощника машиниста рядового Александра Винокурова: выводить из строя железнодорожные пути может тот, кто хорошо знает, как они устроены.
Позднее пензенец вспоминал, что взрывать рельсы ему, железнодорожнику, не нравилось, но выбирать не приходилось. Сначала он действовал как командир группы, потом – как командир подрывников, а после был назначен командиром отряда. За время войны Винокуров прошёл путь от рядового до майора.
Действовал пензенец смело, порой даже казалось – безрассудно. Его отряд не только взрывал рельсы. Он выводил из строя целые логистические узлы. В 1942-м вблизи Оредежа Александр Винокуров повёл своих бойцов к станции и взорвал стрелки. А потом ворвался в помещение дежурного. Навстречу ему кинулся немецкий солдат с оружием. Винокуров успел пригнуться, его подчинённый – стукнуть по руке немца. Уже в лагере боец высказывал своему командиру:
– Забываешься, Архипыч. Не то сейчас время, когда на станциях встречал тебя дежурный в красной фуражке и с жезлом в руках.
– Будто сам не знаешь, что в нашем деле без риска не обойтись. Надо же было нарушить связь... – отмахивался Винокуров.
Язык и бумаги
Партизаны не только устраивали диверсии, они добывали важную информацию. В Пензенском краеведческом музее остался рассказ Винокурова о том, как его отряд захватил языка:
«Устроили на дороге засаду, лежали сутки… На исходе третьих суток показались вражеские мотоциклисты, но мы их пропустили, они не могли дать нам нужных сведений. Наконец показался легковой автомобиль. Машина оказалась штабной, в ней ехало 10 вражеских офицеров и один генерал. Его мы в качестве языка доставили в штаб».
У писателя Александра Бурова также упоминается эпизод с захватом Винокуровым генерала около Вырицы, где находился крупный немецкий штаб. Генерала, как указывает Буров, довезти до штаба не смогли, зато доставили документы.
«Такие бумаги любого языка заменят», – восхищался, разбирая «добычу», переводчик.
«В Ленинградской области партизанская деятельность была временами столь активной, что командующий группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб вынужден был прекращать свои поездки на фронт», – отмечал западногерманский историк Гёрлиц.
Чтобы военная колонна смогла доехать до пункта назначения, на её сопровождение гитлеровцы выделяли танки. Гарнизоны железнодорожных узлов, мостов сильно увеличили. Вдоль дороги выжгли лес. Немцы провели несколько карательных операций, использовали даже авиацию. Партизаны прятались на болотах, жили в мороз в землянках, постоянно меняли места базирования. Но не сдавались. В своих воспоминаниях Винокуров ни разу не рассказал о том, в каких условиях приходилось существовать его отряду. Жаловаться было не принято.
В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Рельсовая война в тылу немцев ужесточилась. Но только ею деятельность партизан не ограничивалась.
Русским не доверять
«Ни один русский не заслуживает доверия» – так писал командующий охранными войсками группы армий «Север» Бот.
Местное население как могло саботировало действия германских властей. Старосты, которых назначали немцы, часто действовали по указке партизан.
В 1943-м немцы решили одним махом разобраться и с партизанами, и с теми, кто их поддерживал. Жителей было приказано «эвакуировать» на предприятия рейха, в том числе и на строительство объекта «Пантера», новой линии обороны, которая проходила почти по западной границе Ленинградской области. Имущество граждан требовалось конфисковать, а жилище сжечь. То, что на оккупированных территориях в основном остались женщины, дети и старики, фашистов не останавливало.
«Дети в возрасте от 10 лет считаются рабочими», – значилось в приказе Бота. Немцы думали, что без поддержки местного населения партизанское движение быстро выдохнется. Но такая «эвакуация» привела к народному восстанию. Перед партизанами поставили ещё одну главную задачу: освобождать местных, которых угоняли на каторгу.
В Оредеже в тюрьме готовили к отправке 1500 человек. Отряд Винокурова рисковал – немецкий гарнизон был гораздо сильнее. Но ещё больше пензенец боялся того, что во время атаки пленные могут погибнуть. Когда начался бой, женщины и дети начали плакать. Партизаны тогда отбили своих. А потом стали брать под свой контроль целые населённые пункты.
Конец блокаде
Блокаду окончательно сняли в январе 1944 года. Вместе с частями Красной армии в тылу начали наступление и партизанские отряды. Одним из важнейших логистических узлов на Варшавской дороге была станция Мшинская. Здесь сходились железная и шоссейная дороги, отсюда начиналась ветка, связывающая две железнодорожные линии: Луга – Ленинград и Таллин – Ленинград. Сюда 15 января Винокуров и привёл своих бойцов.
На станционные пути пензенец выскочил первым, в том бою участвовало около полусотни немецких военнослужащих. Шесть часов, как вспоминает в своих очерках «Волховские партизаны» Василий Самухин, станция находилась в руках партизан. Они разрушили станционное хозяйство и уничтожили склады горючего и продовольствия. Участок Красногвардейск – Луга в первый день наступления советских войск не работал 13 часов. Винокуров узнал, что немцы смогли восстановить станционные пути, и 30 января снова вернулся на Мшинскую.
Последние бои его отряд вёл за город Луга. О том, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, Александр Винокуров узнал по радио 2 апреля. Он оказался в числе тех 14 ленинградских партизан, которые получили высокое звание «за геройский подвиг в тылу врага и за особые заслуги в организации партизанского движения».
«За время пребывания в тылу врага лично пустил под откос пять эшелонов противника с живой силой и техникой и уничтожил 180 немецких фашистов», – писал в своей автобиографии Винокуров.
В апреле 1944 года он ввёл свой отряд в Ленинград. На приёме в Смольном член Военного совета Ленинградского фронта Андрей Жданов предложил пензенцу пойти учиться в институт инженеров железнодорожного транспорта. А Винокуров удивил – попросился в лётчики. Потом объяснил своё решение: «Паровозу твоему, Архипыч, никак не сравниться с самолётом».
Войну лётчик первого класса Александр Винокуров заканчивал уже на Востоке, в боях с японцами.
Оба его сына пошли по стопам отца и стали полярными лётчиками. В отставку Александр Винокуров ушёл в 1970 году. Умер в том же году в Москве, ему было 48 лет.
Комментарий
Доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета Пензенского госуниверситета Евгений Воейков:
За годы войны всего на оккупированной территории Советского Союза было истреблено более 9,9 миллионов человек мирного населения. Из 5,2 миллионов человек, отправленных на работы в Германию, умерло от непосильного труда и плохого питания более двух миллионов. Политика геноцида по отношению к местному населению со стороны немецких оккупационных властей стала проводиться уже летом–осенью 1941 г.
Не партизанское движение спровоцировало карательные акции немецкого командования. Люди видели, что несёт немецкий «новый порядок» и сами уходили в лес мстить за расстрелянных и повешенных людей, сожжённые деревни, издевательства над местными жителями. Так что появившаяся в 1990-е годы в околонаучных кругах версия, что в случае победы Германии во Второй мировой войне население России жило бы как в Европе, то есть ездило на удобных автомобилях по замечательным дорогам и пило вкусное немецкое пиво, лишена фактической основы. Кто-то, безусловно, ездил бы и пил, но только не русские, белорусы, украинцы.
Действия отрядов диверсантов, которых забрасывали в тыл врага, имели огромное военное значение. В тылу врага хорошо подготовленный и морально мотивированный отряд в несколько десятков или сотню человек способен в отдельных случаях нанести противнику ущерб, превышающий действия полка или дивизии на фронте.
Впервые на системном уровне командование русской армии открыло эту истину ещё в ходе боевых действий Отечественной войны 1812 года. Основное значение действий партизан в немецком тылу заключалось в ведении разведки и активных диверсионных действиях на транспортных коммуникациях. Находясь в немецком тылу, партизаны могли получать такую информацию о передвижениях и дислокации немецких войск, которую в принципе не могла добыть армейская разведка на фронте.
Недостаточно развитая дорожная сеть – слабое место России по сравнению с Европой. Взрывая рельсы и мосты, выводя из строя паровозы и автомобили, партизаны били по одному из самых уязвимых мест немецкой армии в России. Воюющие армии потребляют боеприпасы и горючее десятками и сотнями эшелонов. Что толку от замечательной немецкой крупнокалиберной артиллерии, если во время не доставят в достаточном количестве снаряды? Как успеть перебросить немецкий танковый полк или дивизию, чтобы закрыть прорыв русских, если недостаточно горючего?
Всего за годы войны партизаны и подпольщики вывели из строя 17 тысяч паровозов, взорвали 12 тысяч мостов, уничтожили 65 тысяч автомашин. Немецкое командование отлично понимало опасность действий партизанских отрядов. Уже летом 1942 г. против партизан действовало 10% частей вермахта на Восточном фронте.