«Скажи-ка, дядя…» Кто раскрыл Лермонтову просчеты Наполеона

Приближается 7 сентября - День воинской славы России, годовщина Бородинской битвы.  В ней, по оценке самого Наполеона, «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

   
   

Накануне 25-летней годовщины этого события среди литераторов, историков и студентов велись активные споры о причинах поражения знаменитого полководца. Кто виноват в бегстве Наполеона? Тактика отступлений, пожар Москвы или сильные морозы?

Своеобразным ответом стало стихотворение Лермонтова «Бородино». Рассказ о главных эпизодах сражения, о патриотическом подъёме, охватившем русскую армию, её беспримерной доблести стал настоящим гимном силы духа и единения русского народа.

Откуда Михаил Лермонтов, появившийся на свет спустя два года после битвы, так много знал о ней?

Penza.aif.ru совместно с музеем-заповедником «Тарханы» продолжает цикл публикаций, приуроченных к 210-летию со дня рождения поэта.

«Илиада и Одиссея»

Михаил Лермонтов родился в 1814 году, когда армия Кутузова возвращалась победительницей из заграничных походов. Патриотические настроения, царившие после победы, оказывали на мальчишек огромное влияние. Тогда всё напоминало о прошедших событиях: и ещё не отстроенная Москва, и взорванные по приказу Наполеона стены Кремля, и пушки, отбитые у неприятеля, и боевые награды ветеранов. А главное – рассказы множества очевидцев. «Их живые свидетельства, – вспоминал современник Лермонтова, – были для нас колыбельной песней, детскими сказками… «Илиадой» и «Одиссеей».

Каждый год 25 декабря в Тарханах, как и по всей России, с утра до вечера звучал колокольный звон в память о знаменательном событии. Лермонтов-подросток видел, как светились лица людей во время благодарственного молебна, как истово молились прихожане храма и преклоняли колена в честь победы русского оружия. В этот день по указу Государя Императора от «Майя 18 дня 1814 года» славили не только Рождество Христово, но и вспоминали «об избавлении церкви и державы Российской от нашествия галлов». Слушая торжественный перезвон, внук тарханской барыни не мог не гордиться тем, что к этой победе над войском Наполеона, «возмечтавшим одолеть Россию», причастны близкие ему люди.

   
   

«За счастие сие поставлю…»

В тяжёлый для России год в пользу армии жертвовала средства бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева. За счастие сие поставлю быть участницей в приношении для пользы Отечества»,– писала она пензенскому губернатору.

Младшая сестра бабушки Лермонтова Екатерина Хастатова тоже, как могла, помогала Отечеству, за что и была удостоена бронзовой медали «В память Отечественной войны 1812 года».

В сражениях того времени участвовали представители всех родов, из которых происходил Михаил Лермонтов. В 1812 году вступил в Тульское дворянское ополчение отец поэта – Юрий Петрович Лермонтов. Родственник по линии деда, Николай Васильевич Арсеньев, получил золотую саблю за храбрость, проявленную в Бородинском сражении.

При Аустерлице с палашом в руках прокладывал путь к отрезанным орудиям Дмитрий Столыпин, родной брат бабушки Лермонтова. Николаю Столыпину, проявившему смекалку, находчивость и личное мужество, удалось взять в плен наполеоновского генерала со свитой.

За «доблестное бесстрашие, истинное артиллерийское хладнокровие и распорядительность в самом сильном огне» на Багратионовых флешах золотой шпагой с надписью «За храбрость» был награждён младший Столыпин – Афанасий. Будучи прекрасным рассказчиком и часто бывая в Тарханах, он своими беседами не раз «воспламенял» воображение внучатого племянника. Кто знает, может быть, «полковник – хват» говорит словами любимого Лермонтовым «дядюшки Афанасия»?

Потешные войска

В полной мере понять и осознать, в чём был основной просчёт Наполеона, «кумира седых дружин», поэту помогли крепостные крестьяне. Незадолго до создания стихотворения, зимой 1836 года, он побывал в родных Тарханах и часто слушал рассказы солдат-отставников, отслуживших полный срок по рекрутскому набору. Их постоянное общение началось, когда будущий поэт восьмилетним мальчиком увлёкся военными играми и «игрой в Кавказ».

Елизавета Алексеевна приказала в усадьбе, в северной части парка, выкопать для «потешного» войска внука траншеи. Сооружали их по всем правилам бывшие солдаты. В любознательном барчонке они нашли благодарного и внимательного слушателя. И, пожалуй, не один раз при строительстве бастионов звучала фраза: «…скажи-ка, дядя …». Так чаще всего молодые обращались к старым солдатам. Возможно, именно тогда и сложился замысел воспроизвести характерную для того времени сцену – разговор поколений о причинах поражения французской армии.

«Поэтическая летопись сражения»

Именно так оценят стихотворение лермонтоведы и историки. Лермонтов изучил массу материалов о ходе боя и рассказал не о сражении вообще, а именно о битве при Бородине настолько конкретно, что даже цифра – «залпы тысячи орудий» – соответствует действительности. Именно столько пушек стреляло с обеих сторон.

Не выдуманы поэтом и знакомые нам с детства слова: «Ребята! Не Москва ль за нами! Умрёмте ж под Москвой». С этими словами обратился к армии генерал Дмитрий Дохтуров, принимая командование левым флангом: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад - ведь всё равно умирать же под Москвою!»

С такою же точностью в нескольких словах описано поведение солдат накануне сражения, ставшего для Наполеона «самым страшным из 50 битв, которые он дал». Пока французские воины ликовали до рассвета, на русских позициях стояла тишина: солдаты и офицеры готовились к долгожданному бою. Каждый из них, от простого ополченца до главнокомандующего, понимал, что от его исхода зависит будущее России. Накануне битвы по войскам пронесли Чудотворную икону Смоленской Божьей Матери, вывезенную из города. Многие исповедовались, надевали чистое белье.

«Недаром помнит вся Россия!»

К моменту появления знаменитого стихотворения «Бородино» Михаил Лермонтов был автором большого количества произведений различного жанра. Будучи взыскательным и строгим к своему творчеству, ничего не находил он пока достойным печати. Хотя, благодаря усилиям близких, читающая публика могла видеть отдельные публикации поэта. Иначе было с этим стихотворением: написав «Бородино», М.Ю. Лермонтов отправил его в журнал «Современник» и впервые уверенно поставил свою фамилию.

Многие русские поэты и писатели посвящали свои произведения этому историческому сражению, но в детские сборники 40-х годов XIX века вошло только стихотворение Лермонтова. Чуть позже оно появилось в книгах для чтения уездных училищ и в журнале «Чтение для солдат». В то время на слуху были имена сотен героев: генералов и других офицеров. Но первым, кто поставил в этот ряд простого русского солдата, оказался Лермонтов. И поэтому «Бородино» стало художественным открытием в истории русской поэзии, а тарханский период жизни поэта – источником знаний о реалиях Отечественной войны 1812 года.

Внештатный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Елена Родина