Действующий губернатор Пензенской области на выборах набрал почти 78,72%. Результат впечатляющий, достигнуть его смогли далеко не все коллеги Ивана Белозерцева по России, которые 14 сентября так же вышли на второй срок. И перед регионом уже встает вопрос не «Кого избрать?», а «Что новый старый избранник будет делать?»
Город диссидентов
По данным областного избиркома, не во всех районах действующий руководитель региона имел большой перевес.
Столицей пензенского диссидентства можно назвать закрытый Заречный. В нем Иван Белозерцев набрал 53%, не помог даже его приезд на День города, который отмечался 12 сентября. У других кандидатов показатели, наоборот, выше, чем в среднем по области, они варьировались от 11 до 16%. Даже главный аутсайдер избирательной гонки Петр Чугай набрал на процент больше, чем по сурскому краю.
Немногим лучше свой ход сделала и Пенза. В районах к результатам выборов был близок только Первомайский с 75%. А вот в Железнодорожном за Белозерцева проголосовали лишь чуть больше чем половина избирателей. Вице-фаворитом неизменно становился коммунист Олег Шаляпин (8,45%). Далее шли Александр Васильев (5,57%), Анна Очкина (4,44%), Петр Чугай (1,48%). Явка на выборы в Железнодорожном составила менее 30%, а в Первомайском почти 40. В сельских районах Белозерцев котировался от 75%. А главного оппозиционера Шаляпина не поддержал даже родной Шемышейский район - 3,62 процента! Города часто не отмечаются любовью к действующей власти. В 2002 году выигравший область Василий Бочкарев проиграл город коммунисту Виктору Илюхину.
Смена караула
Первые выборы Ивана Белозерцева прошли легко: сказался авторитет прежнего губернатора Василия Бочкарева, который рекомендовал своего протеже. В 2020-м же партии активизировались и даже были попытки протянуть своих кандидатов до второго тура. Но безуспешно.
Сейчас для правительства области важно, не с каким процентом губернатор оторвался от преследователей, а где и как за него проголосовали. Если какой-то район внезапно «покраснеет» или примет другие тона, то это серьезный повод задуматься: все ли хорошо было там в первые пять лет, может, стоит что-то изменить? Например, поменять главу местной администрации?
Весь первый срок Иван Александрович медленно и методично менял правительственную команду. Исключениями стали только министры здравоохранения и сельского хозяйства: здесь замены стали «вынужденными». В новой пятилетке мода на «новеньких», скорее всего, продолжится: как в правительственном аппарате, так и в районах. Губернатору нужна своя однородная команда, которая станет четко выполнять его наказы.
«Громкие» отставки вряд ли предвидятся. Уже в этом году у многих госдеятелей истекают контракты, которые можно попросту не продлевать.
Кстати, во время первого срока уже полностью обновилась «верхушка» правоохранительных органов. Сначала на смену полицейскому Юрию Рузляеву из Магадана приехал Сергей Щеткин, вышедшего на пенсию руководителя пензенского СУ СК Олега Трошина сменил Дмитрий Матушкин, на пост главы управления ФСБ вместо Сергея Сизова вступил Дмитрий Поляков, руководителя судебных приставов в регионе Евгения Пазечко сменил Николай Илькин. И вот ждем еще двух «часовых второй смены» в погонах: ушли глава ГИБДД Александр Курчатов и УФСИН Владислав Муравьев. Пост сохранила только прокурор области Наталья Канцерова.
О БКАД и Средней Азии
Каким будет будущее губернии при втором сроке Ивана Белозерцева можно прогнозировать, ориентируясь на первый срок его работы.
Однако будут и плюсы. Учитывая поддержку губернатора «из центра», следует ожидать стабильных дотаций из федерального бюджета на масштабные инфраструктурные проекты, продления действия на территории региона нацпроекта «БКД»; продолжится политика выстраивания комфортной городской среды, но в основном - в областном центре. Этот губернаторский срок для Белозерцева последний. Поэтому он сможет принимать жесткие решения, не обращая внимания на риски, связанные с утратой поддержки местных элит».