Трудные выборы. Почему ожидания людей не всегда совпадают с планами мэров

«Самый чудесный город тот, где человек счастлив», - написал когда-то в одном из своих романов Эрих Мария Ремарк.

   
   

Не знаю, озадачены ли этой целью немецкие градоначальники или у них это само собой получается, но наши местные мэры все как один стремятся улучшить качество жизни горожан. Правда, каждый по-своему и не всегда исходя из истинных интересов жителей. Как правило, ожидания пензенцев не совпадают с планами отцов города. Отсюда недовольство и желание сменить одного градоначальника на другого. Видимо поэтому последние выборы главы городской администрации сопровождались небывалым для нашей Пензы политическим ажиотажем.

Борьба бумаги и электроники

О том, что нынешние выборы будут кардинально отличаться от всех предыдущих, стало понятно, когда из пяти кандидатов в градоначальники к финальной борьбе было допущено четверо.

Раньше депутатам гордумы приходилось делать выбор из двух кандидатур, одна из которых всегда выдвигалась для «фона»: должна же быть хоть какая-то видимость конкурентной борьбы. Сами выборы тоже прошли не так гладко, как всегда. В самом начале сессии гордумы, до выступления претендентов в мэры, едва не разразился скандал: коммунисты настаивали на том, чтобы тайное голосование проходило не в электронном формате, а с использованием обычных бумажных бюллетеней. Мотивировка была простой – недоверие к «электронике». Но это предложение, не смотря на настойчивость представителей КПРФ, было отложено на «потом» - на тот момент, когда будут заслушаны все кандидаты в градоначальники. Но и потом это предложение не прошло, однако поддерживавшим его депутатам все же удалось добиться своего. В ходе электронного голосования кто-то из думцев несколько раз нажал на кнопку. В результате вышло, что проголосовал 51 депутат. Но их всего 35, а на сессии присутствовало 34. Пришлось голосовать повторно, теперь уже используя бумажные бюллетени. Это произошло впервые за всю историю выборов пензенских градоначальников. А она у нас богатая.

Как было

Изначально мэров выбирал народ. Но в 2004 году выборная модель изменилась – отцов города стали назначать. Политологи считают, что это было сделано специально для того, чтобы народный мэр Александр Калашников не прошел на третий срок.

Не дожидаясь развязки истории, Калашников подал в отставку. Исполняющим обязанности главы администрации стал Владимир Анисимов, который занимал эту должность несколько месяцев. В феврале 2005 года должность занял Александр Пашков, за кандидатуру которого тайно проголосовали депутаты гордумы. Вместе с креслом он получил исполнительно-распорядительные функции. Это непонятно звучит, но он стал исполнителем-распорядителем того, что принимала гордума. Политологи считают, что этот шаг убил местное самоуправление, но наделил Пашкова суперполномочиями.    
   

Кстати, его назначение на «мэрство» проходило под протестные митинги мелких и средних предпринимателей, понимавших, что их ждет. И их опасения оправдались. Чего стоит только история с остановочными ларьками, когда одни предприниматели «изгонялись» с остановки, а через несколько дней там появлялся новый павильон. Но Александру Владимировичу повезло: в октябре 2005 года в Пензу приехал Владимир Путин. До этого наш город первые лица своим вниманием не баловали, если не считать Виктора Черномырдина, которого давным-давно Анатолий Ковлягин привозил на завод им. Фрунзе. В преддверие визита Президента РФ были выделены огромные средства, за счет которых город серьезно преобразился. Собственно, Пашков и запомнился горожанам тем, что занимался благоустройством, расширением проезжей части, озеленением и туями в горшках, которые в бытность его правления появились практически у каждого магазина. Чем закончилось девятимесячное «правление» Пашкова – напоминать не будем, всем это и так известно.

Следующим градоначальником был Роман Чернов. Он занимал эту должность с конца 2005 года по июнь 2014-го. За это время было сделано много чего хорошего (всего и не перечислишь). Но в период его мэрства тоже присутствовал элемент везения: в 2013 году Пенза отметила свое 350-летие. На преображение города было выделено немало средств из федерального и областного бюджетов, благодаря чему были построены объездные дороги и существенно улучшена инфраструктура.

Финансовое везение закончилось, когда пришел Юрий Кривов. На период его руководства городом круглых дат не выпадало, поэтому и финансовый поток был куда скромнее. Спустя год, он перешел в правительство региона. А в декабре 2015 года мэром депутаты выбрали Виктора Кувайцева, который до этого момента был главой Пензы. Проработав в этой должности больше 3,5 лет, в сентябре этого года он досрочно сложил с себя полномочия.

Дилемма…

Но вернемся к выборам 2019 года. Набрав 20 голосов, победу в них одержал Андрей Лузгин. Кстати говоря, депутаты «пытали» его дольше, чем остальных кандидатов, засыпав вопросами самой разной тематики. В частности, они хотели знать, будет ли введен бесплатный проезд для школьников и студентов, если Лузгин станет главой администрации.

«Это дорогостоящее решение, и я не думаю, что оно будет первым, - честно ответил Андрей Вячеславович. - Любые решения муниципалитета должны соответствовать запросам больших социальных групп. Если мы поймем, что для горожан бесплатный проезд важнее, чем убранный снег или тепло в домах, то я предложу вам, как депутатам, проголосовать за это решение».

Вообще, мировая практика говорит о том, что общественным транспортом должны владеть муниципалитеты. Но в нашем случае это будет непосильной ношей для бюджета, поэтому муниципальное транспортное предприятие вряд ли будет создано. По крайней мере, в обозримом будущем. Однако, по словам теперь уже избранного мэра, у администрации есть возможности сделать так, чтобы транспортные услуги были одинаково доступны всем горожанам, а перевозчики соблюдали расписание и ПДД.

Глава регионального исполкома ОНФ Сергей Мельников:
«Город – это огромное хозяйство, в котором всегда много проблем. Самые болезненные, на мой взгляд, это освещение и дороги. В исполком ОНФ поступает много обращений от горожан, недовольных слабым освещением улиц или вообще его отсутствием. Когда начинаем выяснять, в чем дело – получаем отписки от чиновников. С дорогами и тротуарами ситуация тоже не радует. Они приводятся в порядок хаотично, долгосрочного плана ремонтных работ нет. Особенно остро стоит проблема проездных путей, не имеющих статуса дорог. Выделить деньги на их ремонт из дорожного фонда нельзя – это нецелевое использование. Внести эти проездные пути в наказы избирателей или в программу по благоустройству и созданию комфортной среды тоже невозможно, потому что они не отмежеваны. И что делать в этой ситуации – не понятно. Ещё одна огромная проблема – общественный транспорт. Повышение стоимости проезда транспортники объясняли несколькими причинами, в том числе – необходимостью приобретения онлайн-касс, внедрением безналичного расчета и т.д. Но ничего из перечисленного сделано не было. Поэтому есть все основания полагать, что перевозчики вступили в картельный сговор. В ближайшее время мы планируем обратиться в Федеральную антимонопольную службу России».

Поинтересовались думцы и отношением кандидата к городскому бюджету. «На самом деле, он достаточно большой – к концу года должен превысить 14 миллиардов рублей, - констатировал Лузгин. - Неплохо было бы, конечно, иметь бюджет развития, который должен быть направлен на расширение налогооблагаемой базы, поэтому нужно работать с легализацией зарплат.

Кроме того, в 2020 году мы собираемся запустить проект по самозанятости, чтобы микропредприниматели могли легально работать сами на себя. Полученные платежи останутся в казне города».

Сможет ли новый мэр реализовать задуманное – покажет время. Сейчас же ясно одно: работать ему придется в сложных условиях. Круглых дат не предвидится, очереди из инвесторов, желающих развернуть бизнес в Пензе, тоже пока не наблюдается.

Комментарий

Социолог Анатолий Бодров:

- Федеральное законодательство позволяет регионам самим принимать решение о том, каким образом будет назначаться мэр – волеизъявлением народа или закрытым голосованием депутатов гордумы. Пенза пошла по второму пути.

В апреле 2004 года я проводил на эту тему социологическое исследование. Тогда 89% опрошенных жителей города высказались за избрание мэра народом. Они были против того, чтобы передать это право депутатам. Более  поздние исследования, которые проводили уже другие социологи, тоже отражали эти настроения: 2/3 населения по-прежнему хотят участвовать в выборах градоначальника.

Кстати, в России немало регионов, где мэров до сих пор выбирает народ.