«Стерильные» выборы. Почему нынешняя избирательная кампания такая тихая

Елена Никитина / АиФ

В Пензе предвыборная кампания проходит на удивление  тихо. За кресло губернатора бьются сразу пять кандидатов, за место депутата ГосДумы – шесть человек. Но типичный житель области вряд ли с лету назовет фамилии всех участников. Так было всегда? И почему нынешние выборы такие «стерильные»?

   
   

Никаких вторых попыток

Сегодня всерьез начал обсуждаться вопрос о возможном втором туре. «Он будет проводиться в случае, если все кандидаты получат менее 50% голосов от числа пришедших на участки», - поясняет замглавы областного избиркома Алексей Климухин.  Если второй тур состоится, то он может стать новой вехой в истории Пензенской области: до 2020 года никогда в регионе глава не выбирался в течение двух туров, обычно фавориту хватало и одного.

Конечно, выделяются выборы 2002 года. Если бы они проходили сейчас, то Василий Бочкарев с результатом в 46% отправился бы на «переигровку», но тогдашние законы оставляли лидера победителем.

«Веселые» кампании

Старожилы отмечают, что агитация 2020 года гораздо мягче и спокойнее, чем выборы, например, 1993 или 1998 года. Тогда кандидаты мелькали всюду: по телевизору, в газетах, на листовках. И избиратели отвечали им взаимностью. К примеру, пензенцы полностью выкупали тираж стотысячных печатных изданий, в которых подробно описывались ангел-кандидат и «поливался грязью» его визави. Похожая ситуация была с листовками. В 90-е нормой была ситуация, когда за день или ночь подъезд трижды обклеивали агитками, а по пути за хлебом можно было получить целую кипу кандидатской продукции. Сейчас кандидаты выбирают баннеры, с которых с улыбкой взирают на проходящих мимо жителей. Улыбнулись, засветились и готово!

Преподаватель политологии ПГУ Альберт Сиушкин:
- По сравнению с прошлогодними выборами в гордуму нынешняя избирательная кампания проходит без эксцессов: без голодовок, задержаний кандидатов полицией. Но не стоит это расценивать как отсутствие борьбы. Скорее кандидаты изменили тактику, выбирая не политический акционизм, а занялись работой с избирателем, используя влияние информресурсов, создавая собственные каналы, личные встречи, формы протестных мероприятий в виде митингов-встреч с депутатами, привлекая общественность через влияние медиаперсон. На мой взгляд, инструментарий даже расширился. Ситуация сильно осложняется ограничениями, связанными с действующим режимом повышенной готовности, однако губернаторские выборы идут на цивилизованном уровне.

Аты-дебаты

Сегодня кандидатов упрекают за дебаты: настолько обленились, что некоторые не нисходят до посещения словесных дуэлей. Ну а зачем? Вот запись последних дебатов в соцсетях не набрала и тысячи просмотров!  И вряд ли прямой эфир собрал у экранов половину области.

   
   

А в 90-е дебаты были без границ. Если сейчас спикер рассказывает, почему надо голосовать за него, то раньше главней была задача объяснить, почему не стоит голосовать за оппонента. Причем эти «объяснения» нередко были на грани дозволенного.

Самым памятным моментом теледебатов стали выборы в 1998 году с участием Василия Бочкарева. В какой-то момент будущий губернатор крикнул: «Все, хватит с вами болтать, пора идти работать!» и вышел из зала, оставив недоумевающих конкурентов. Надо ли говорить, что именно он остался победителем? 

«Губернские выборы в девяностые-нулевые сильно отличались от нынешних. Дебаты были больше компрометирующие: стороны «поливали грязью» друг друга, рассказывали о преступлениях и прочие неприятные вещи, - вспоминает пензенский публицист, автор книг о новейшей истории региона Александр Кислов.  - Информированность населения о кандидатах была выше. Все в городе четко знали все о кандидатах в губернаторы. В те годы были сильнее противоречия между «прошлым» коммунизмом и «новой» демократией. Последователи были у каждого направления, и борьба шла до последнего».

А сегодня избиратели как будто никакой борьбы и не видят. Может быть, поэтому не все из них и на выборы приходят?