В конце ноября в регионе сформировали новый состав правительства. Как оказалось, по сравнению с прежним кабмином, изменения были микроскопичны. Отсюда и появляется вопрос: а не обеднела ли кузница кадров в Пензенской области?
Где готовят кадры
В современном мире управленцев штампуют и в университетах. Например, в ПГУ есть программа обучения «Государственное и муниципальное управление». Специальность интересная: по данным на сайте университета, «бюджета» там не предусмотрено, а стоимость обучения недешевая - чуть более 98 тысяч рублей за год, последний проходной балл равнялся 246, это один из высочайших баллов в ПГУ. В год здесь набирают 100 студентов: 50 - на очное и 50 - на заочное отделение. Получается, что это почти элитная специальность.
Именно по ней диплом с отличием получил Юрий Ильин, он долго работал сначала в администрации Заречного, потом в мэрии Пензы, а сейчас руководит ООО «Горводоканал». Но вот где трудоустроились сокурсники Ильина, непонятно. Других крупных фигур с таким же образованием не видно, информацию о трудоустройстве не проверишь, так как университет не отслеживает судьбу выпускников.
Впрочем, не всегда образование является главным критерием отбора.
Кто вы в правительстве
«По специальности» в нынешнем правительстве области работают Александр Никишин (министерство здравоохранения), Александр Воронков (министерство образования), Любовь Финогеева (и.о. министра финансов), Татьяна Курдова (министр культуры и туризма), Александр Гришаев (министерство строительства и дорожного хозяйства): в их структурах нужно понимать «внутреннюю кухню».
Еще одной кузницей кадров стали для Пензы местные вузы. Декан историко-филологического факультета Олег Ягов вполне комфортно чувствует себя на должности зампреда.
«Также социальные группы бывших военных и силовиков стали в последние годы весомым источником пополнения региональных элит, что связано с кадровой политикой федерального центра. При этом основным критерием отбора зачастую являются «личная преданность, выслуга лет», - отмечает политолог Альберт Сиушкин.
Неудачливые варяги
Старожилы вспомнят Александра Долганова, которого сманили аж из самой Москвы, чтобы он возглавлял правительство Пензенской области. Другой пример - призванный на должность министра общественных связей и массовых коммуникаций из Костромы Алексей Илика. Запомнился он пензенцам смутно: проработав менее года, варяг простился с регионом.
А вот у пензенцев получалось рулить в других краях. Например, победитель «Лидеров России» сердобчанин Сергей Васянин трудится советником губернатора в Нижегородской области. А не менее известный земляк Вячеслав Гладков, о котором до сих пор вспоминает Заречный, недавно получил должность и.о. губернатора Белгорода, а до этого успел поработать в Крыму и Ставрополье. На новом месте Вячеслав Владимирович ведет себя активно: в этом году он одним из первых руководителей регионов сделал 31 декабря выходным, чуть ли не каждый день колесит по районам, уже успел провести несколько личных приемов, посетителей на них записывает через Инстаграм. Неуемной энергии человек.
Эксперты, опрошенные «АиФ-Пенза» считают, что варяги зачастую не успешны, потому что прибывают на новую территорию в одиночку. Наверное, поэтому тот же Вячеслав Гладков, переезжая на новое место работы в Крым, в свое время забрал с собой целый десант специалистов из Заречного.
Если на варягов надежды нет, то, получается, надо растить свою смену. Недавно в регионе у молодых специалистов появилась возможность принять участие в конкурсе на формирование резерва управленческих кадров Пензенской области. На сайте правительства сообщается, что «отбор претендентов проводит конкурсная комиссия». От них требуются активность, мотивация, желание работать. Начинание похвальное, однако люди поопытней вспомнят «губернаторскую сотню», которая обещала стать кадровой сокровищницей региона. Но, к сожалению, теперь про нее ничего не слышно аж с самого 2014 года. Куда-то пропала сокровищница. На этом фоне показательным выглядит назначение на должность руководителя Центра управления регионом директора лиги КВН «СУРА» Антона Карпушкина. «АиФ-Пенза» как не искал, так и не смог найти информацию о том, что он имеет опыт официальной работы в госструктурах.