Утром деньги, а когда стулья? Почему в регионе начались проблемы с мебелью

В Пензенской области стулья дорогие, даже и без бриллиантов, за которыми охотился Остап Бендер. © / Кадр из фильма

Пензенская область - лидер в Поволжье по производству мебели. Но именно в нашем регионе цены на столы и стулья растут как на дрожжах, а госзакупки с «мебельными» лотами остаются без поставщиков. Корреспондент «АиФ-Пенза» пытался разобраться, почему такое происходит.

   
   

Чекисты без стульев

По данным министерства промышленности и инновационной политики Пензенский области, мебельный кластер является одним из ведущих в регионе. Доля продукции мебельных предприятий в обрабатывающих производствах составляет более 6 %. По итогам 2020 года Пензенская область занимает первое место среди регионов ПФО по производству мебели.

При этом с начала 2021 года чуть ли не все «мебельные» лоты из Пензенской области на сайте госзакупок пустуют. Поставщики не торопятся заявляться на торги. От нехватки столов, стульев и гарнитуров страдают самые разные ведомства. Например, в лоте на 60 тысяч рублей, в котором предлагают закупить «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом» для пензенского УФСБ, не видно ни одной заявки с ноября 2020 года. А в 2021 году в большей части подобных закупочных лотов сплошные нули в графе «Общее число заявок».

И дело не только в том, что мебельщики не заявляются на госзакупки и госконторы остаются без стульев. Для рядовых граждан столы и стулья дорожают быстрее уровня инфляции. 

Фото: АиФ/ Владлена Курылева

Кто устоял?

Мебельный кластер в Пензенской области является одним из самых массивных и прибыльных. На интернет-площадках по поиску работы компании предлагают много вакансий, обещая платить от 40 до 80 тысяч рублей в месяц, что очень неплохо для региона, где тяжело найти рабочее место с зарплатой более 30 тысяч рублей. По данным облправительства, производством мебели занимается 200 предприятий. Прошлый год для них оказался трудным, но не убийственным.

«Нельзя сказать, что он был провальным. Да, ряд небольших предприятий закрылся, но крупные выстояли. Мы с самого начала пандемии приняли решение оставить всех работников на производстве. Конечно, апрельский локдаун 2020-го сказался на доходах: жители региона не тратились на мебель, из-за чего возникли проблемы с финансами. Ряд производств в первой половине прошлого года был закрыт из-за экспортных ограничений. Но во второй половине года ситуация поменялась, и отложенный спрос оказался больше ожидаемого», - рассказал директор фабрики мебели «Сириус» (г.Кузнецк) Руслан Салихов

На руку сыграла и самоизоляция. Мебельщики вышли из нее только в мае, такая ситуация подогрела тот самый отложенный спрос.  

   
   

«В Пензенской области динамично развивается мебельное производство - за последние три года его объемы выросли в 1,5 раза. Ведется активная работа с потенциальными инвесторами по созданию собственного производства ДСП. В настоящее время ведущий мировой производитель древесных плит компания «Кроношпан» реализует инвестиционный проект по расширению производства плит на территории ООО «Чаадаевский завод ДСП». С целью организации нового современного высокотехнологичного производства древесных плит инвестору предложена и площадка в Бессоновском районе», - прокомментировал доктор экономических наук Владимир Бондаренко.

Кто заработал на пандемии?

По информации регионального минпрома, в прошлом году оборот организаций по производству мебели вырос более чем на половину относительно 2019 года. По сравнению с 2017-м - и вовсе в два раза. Из произведенной продукции, по данным таможенной службы ПФО, за 2020 год на экспорт вывезли товаров на 36,3 миллиона долларов, то есть 13% от общего объема. В числе самых успешных предприятий, которые являются флагманами пензенской мебели промышленности, - «SV - Мебель», ООО «Мебельная фабрика Сурская мебель», АО «Фотон», ООО «Мебельная компания Лером». По данным сайтов деловой информации, в их работе в 2020-м году наблюдались одни и те же тенденции: например, снижение числа сотрудников. А вот выручка действительно выросла. Больше всего у ООО «Мебельная Компания «Лером», которая увеличила доход на 317 миллионов рублей и достигла трех миллиардов, обновив свой собственный рекорд. А вот с прибылью у них, как и у коллег, все гораздо хуже: она серьезно просела. Получается, что мебельщики работают больше, а зарабатывают меньше. Почему?

Первый заместитель председателя Пензенской областной торгово-промышленной палаты Владимир Паршин:
«В Пензенской области за последний год значимо выросли цены на мебель.Это явление характерно не только для нашего региона, но и для других субъектов РФ. Рост цены, во-первых, связан с увеличением стоимости качественной фанеры и ДСП. В Пензенской области имеется производство этих материалов, однако по качеству оно уступает аналогам из соседних регионов. Вторым фактором роста стало повышение цены на фурнитуру и запчасти, необходимые для производства мебели. Большая часть этих предметов поступала из-за рубежа, в основном из Китая. Так как с началом пандемии границы были закрыты, то и поток необходимых для производства товаров упал, из-за чего предсказуемо выросли цены и сама стоимость производства».

Дорогое дерево

Несмотря на рост производства, в регионе продолжают увеличиваться цены на мебель. За 2020 год, по данным Пензастата, цены на отдельные предметы этого вида товаров выросли более чем на 10%. А стоимость, например, «стола обеденного» взлетела на 15%. Это в несколько раз выше уровня инфляции.

Причин у такой болезни роста немало. В январе 2021-го отделение банка России по Пензенской области констатировало, что повышение цены на непродовольственные товары обусловлено ослаблением рубля и повышением стоимости перевозки грузов морем.

В марте, в условиях повысившегося спроса, производители и продавцы продолжили переносить в цены накопленные издержки. Результат - дальнейшее ускорение роста цен на ряд импорта и товаров с высокой зависимостью от валютного курса, в числе которых есть и мебель. Кроме того, увеличились мировые цены на металл и древесно-стружечные плиты, объем которых в стране сократился. Отсюда - еще один ценовой скачок.

«Показатели по объемам производства мебели растут, как в РФ, так в Пензенской областиОднако не все гладко. Мебельщики в один голос заявляют, что увеличиваются цены на материалы и фурнитуру, особенно после роста цен на металлы. Но, несмотря на это, количество заказов на качественную мебель тоже растет. Связывают это с пандемией – жители тратят деньги на нее вместо отдыха. С открытием туристических маршрутов в Турцию обстановка меняется. Сэкономленные средства уходят на путевки, и люди пока забывают о желании купить новой гарнитур. Ряд компаний чувствуют падение интереса на 10-15%», - пояснил доктор экономических наук Виктор Володин.

«Стоимость железа и дерева выросла в несколько раз, это привело к росту цены на мебель и ее производство, и как результат - нерентабельность многих госконтрактов. Кроме того, большая часть фурнитуры поставлялась к нам из-за рубежа. С учетом фактора закрытых границ цена на нее выросла», - рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Пензенской области Михаил Лисин.

Отсюда и подорожание всей группы товаров. И вряд ли даже падение спроса повлияет на ценовую «лихорадку».