В магазинах Пензы, как в обычных, так и онлайн, всюду баннеры с яркими буквами: «Чёрная пятница! Скидки до 50%!». Когда им можно верить?
Время для гаджета
Одни из самых востребованных товаров на распродажах – гаджеты.
Если сравнить средние цены на гаджеты и электронику, по данным Пензастата, самые низкие из них в 2023, 2021 и 2020 годы были вовсе не в период «чёрных пятниц» и новогодних распродаж, а как раз после них, с апреля по июнь. Исключение – 2022 год, в ноябре и декабре смартфоны стоили дешевле, чем весной и летом. Но это связано с началом СВО и санкциями: в начале года товары резко подорожали, а к зиме цены начали опускаться, потому что, как отмечал Центробанк, спрос сильно упал.
Кроме того, с большой скидкой часто продают товары, имеющие брак, неликвид, который залежался на складе, или товар, оставшийся в единственном экземпляре (такой нельзя уже будет заменить на другой). В онлайн-магазинах об этом часто пишут в отзывах. При этом в тех же самых отзывах этот же товар могут хвалить за высокое качество и приемлемую цену.
В магазинах техники Пензы очень низкая цена на электронику «с витрины» – стоимость снижают на несколько тысяч рублей только потому, что товар долгое время находился не в коробке.
«Дело не в том, что он чем-то хуже, – объяснил продавец одного из пензенских магазинов электроники Ярослав. – Но если телефон стоял включённый полгода, в течение этого времени его включали каждый день, то это не могло не сказаться на товаре. Правда, среди покупателей попадаются те, для кого это не проблема».
Обесцениваться отказываются
К концу года, как показал анализ за последние шесть лет, не падают цены на одежду и обувь. Если снижение стоимости и есть по некоторым позициям, то не более десяти процентов. И даже в этих случаях в августе – октябре, накануне распродаж, они повышаются. Это совсем не «мега-, супер» акции. Если скидки и есть, то они касаются конкретных моделей.
Не стоит рассчитывать на какое-то серьёзное снижение цен и на рынке недвижимости. Больше 7% от стоимости собственники убрать не готовы. И тому есть конкретные причины.
В декабре новогодними распродажами обычно зазывают и автосалоны. Но статистика Пензастата жестока: за последние шесть лет цены к концу года, по сравнению с январём, лишь росли. Реальных понижений не было.
Скидки предлагают не только на товары, но и на услуги, особенно активно в этой сфере работает индустрия красоты. «Для начинающих мастеров скидки – это способ привлечь клиентов, познакомиться, показать себя и свои умения, – отметила косметик-эстетист Надежда Агакишиева. – Но статистика показывает, что те, кто приходит к начинающему мастеру по скидке, ещё раз, уже по полной цене, не приходят. Когда услуги мастера стоят слишком дёшево, это чаще всего вызывает вопросы: какое оборудование он использует, сколько времени в профессии? Потому что по-настоящему квалифицированный мастер не будет обесценивать свою работу».