«Коноплекс»: итоги 2022 года и планы на будущее

Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Коноплекс» Сергей Начаркин рассказал об основных итогах работы агропромышленного холдинга за 2022 год, задачах и перспективах отечественного коноплеводства.

   
   

- Сергей Алексеевич, как на сегодняшний день обстоят дела с коноплеводством в РФ?

- Культивирование технической конопли уже несколько лет остается одним из наиболее перспективных направлений развития отечественного сельского хозяйства. И интерес к самой культуре, как и к продукции из нее, неизменно растет. Если обратить внимание на статистику, то в 2020 году выращивание конопли посевной проводилось на территории 23 регионов страны. В 2021-м – в 32 регионах. А в прошлом году количество субъектов РФ, культивирующих это растение на своей территории, увеличилось до 40. Также только за прошлый год объемы посевных площадей агрокультуры выросли на 18% – с 13 до 16 тыс. га. А в денежном эквиваленте рынок увеличился до 3 млрд рублей. Хотя, даже несмотря на положительную динамику, такие показатели отстают от прогнозируемых. Но полагаю, что по итогам прошлого года коноплеводство – далеко не единственная отрасль с аналогичной ситуацией.

Просто для сравнения – на конец 2022 года объем мирового рынка технической конопли, по оценкам отраслевых экспертов, составил около 7 млрд долларов США.

Фото: ГК «Коноплекс»

- Что, по вашему мнению, поможет простимулировать развитие коноплеводства в нашей стране?

- Отрасль должна, скажем так, «поймать волну». К примеру, при Петре I Россия стала мировым лидером по производству конопляной пеньки и ее экспорту. А определяющим фактором для этого послужило создание российского флота, ведь для производства такелажа парусных судов в основном использовалось пеньковолокно, причем не только в нашей стране, но и в Европе. Можно сказать, конопля попала в тренд того времени. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать уже в наши дни в Китае – основном потребителе продукции из технической конопли и крупнейшем рынке производства волокна из нее. Только сырье уже используется не для нужд парусного флота, а в строительстве, фармацевтике, легкой промышленности.

Для нашего рынка я вижу следующие перспективные направления. Первое – импортозамещение хлопка, который мы полностью импортируем. Второе – конопля взамен древесины в целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Третье – индустрия красоты и вкусной здоровой пищи. Опыт группы компаний «Коноплекс» уже показал, чем выше предпринимательский интерес к культуре, чем выше готовность инвестировать в создание новых технологичных производств, ориентированных, в первую очередь, на глубокую переработку технической конопли для получения волокна высокой степени очистки, изготовления материалов и целлюлозы на его основе, тем более интенсивно будет развиваться отрасль.

   
   

- Что же мешает?

- Чтобы в отрасли случился прорыв, необходимо внедрение современных технологий, начиная от специализированной уборочной техники и заканчивая линиями производства готовой продукции, не говоря уже об оборудовании для декортикации и первичной переработки конопляной тресты.

Проще говоря, сейчас промышленный потенциал у культуры огромен, но не так много крупных игроков и производственных мощностей, чтобы в краткосрочный период переориентировать под нее экономику. Тут есть к чему стремиться.

Фото: ГК «Коноплекс»

- Для многих компаний и целых секторов экономики 2022 год стал настоящим испытанием на прочность. Каким год сложился для «Коноплекса»?

 - Весьма насыщенным. Честно говоря, экономическая турбулентность не застала нас врасплох, но при этом обозначились слабые места в некоторых бизнес-процессах. Чтобы сдержать удар, нам пришлось пересмотреть ряд ключевых вопросов в сфере операционного управления, в первую очередь, для оперативной перенастройки текущей производственно-хозяйственной деятельности. Здесь, как говориться, нет худа без добра. Главное – вовремя провести качественную работу над ошибками.

Если же говорить о достигнутых показателях, то в прошлом году мы культивировали около 2,2 тысяч га технической конопли, собрали около четырех тысяч тонн сырья и более трехсот тонн посевного материала, выпустили более десятка наименований натуральных масел холодного отжима.

- В конце 2020 года ГК «Коноплекс» заключила концессионное соглашение с Минпромторгом РФ о создании производства по глубокой переработке и хранению лубяных культур, сырья и продукции из них на территории бывшего завода «Леонидовка» в Пензенской области. На какой стадии находится проект?

- Для начала стоит отметить, что «Коноплекс» не является ни стороной, ни участником данного соглашения. Сторонами выступили Российская Федерация в лице Минпромторга РФ и ООО «Межотраслевой инновационный комплекс» (ООО «МИК»). Фактически «МИК» – это самостоятельный проект, а сам производственный комплекс будет обладать собственной сырьевой базой.

По моим данным, запуск первой производственной линии намечен на следующий год.

Фото: ГК «Коноплекс»

- Сергей Алексеевич, ходят слухи о корпоративном конфликте в ГК «Коноплекс». Можете их прокомментировать?

- Давайте сперва отделим слухи от реальной ситуации, которая сложилась в Группе компаний. Слухи распространяются в СМИ под видом, так сказать, «экспертных комментариев» бывших работников, с которыми мы уже полгода как прекратили сотрудничество. Естественно, эти люди не обладают достоверной информацией о текущем положении дел в компании. Какие цели у всего этого «безобразия»? Мы считаем, что основная – это нанести максимально возможный репутационный ущерб действующему руководству и организации в целом за счет попыток публично переложить ответственность с «больной головы на здоровую».

Коротко о реальном положении дел. Сейчас в судах рассматриваются наши исковые заявления к иностранному офшору «Коноплекс Лимитед» и иным лицам, причастным к сложившейся ситуации. Есть и встречные иски от офшорной компании. Но ни по одному из них еще нет решений, вступивших в законную силу. Это первое.

Второе. Несмотря на все судебные тяжбы, самого неблагоприятного развития событий нам удалось избежать, а именно – вывода из страны основных активов компании стоимостью более 340 млн рублей.

Я напомню, что в прошлом году Правительство внесло Республику Кипр и еще целый ряд государств в перечень стран, совершающих в отношении РФ недружественные действия (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р – ред.). Как следствие – мы, как и многие российские компании и совместные предприятия,  столкнулись с прекращением иностранного финансирования.

Также в конце прошлого года между офшорной компанией «Коноплекс Лимитед» и ООО «Коноплекс Пенза» и ООО «Коноплекс Продукты Питания» в лице уже бывшего генерального директора Александровой М., были подписаны договоры залога основного имущества российских компаний: производственных линий, станков, оборудования, техники и пр. Причем это было сделано с грубым нарушением положений уставов российских обществ и российского законодательства. Каким мог быть следующий шаг?! По нашему мнению, это реализация залогового имущества и вывод средств в кипрскую компанию, то есть за пределы РФ. Других вариантов развития событий мы не видим.

И если бы Арбитражный суд Пензенской области не принял своевременных решений о наложении обеспечительных мер в виде запрета иностранному офшору реализовывать заложенное имущество, на сегодняшний день предприятия, с высокой долей вероятности, уже остались бы без основных средств производства.

Уверен, что правоохранительные органы также в ближайшее время дадут должную оценку действиям, направленным против Группы компаний «Коноплекс» и ее российского бизнеса.

- Сказалась ли эта ситуация на работниках компании?

- Мы изначально прикладывали максимум усилий, чтобы разногласия между акционерами не затронули права и интересы сотрудников «Коноплекса». Сложности были, но нам удалось оперативно урегулировать все ключевые вопросы, касающиеся дальнейшей работы организации. 

Понятно, что для кого-то любые изменения внутри компании, будь то смена руководства или переезд в новый офис – это выход из зоны комфорта. И каждый справляется с таким стрессом по-своему. Одни продолжают работать, другие берут паузу – уходят в отпуск, кто-то идет еще дальше и прекращает сотрудничество с компанией. Мы с пониманием относимся к каждому решению. И тем не менее, за весь период конфликта решением руководства был уволен только один сотрудник холдинга – это бывший руководитель управляющей компании.

- Какие цели ставит перед собой Группа компаний на этот год?

- Целей несколько. Во-первых, у нас на горизонте весенняя уборочная кампания. Это очень важный период, поскольку по своим свойствам конопля весеннего сбора (зеленец) лучше подходит для получения высококачественного волокна и его дальнейшей переработки в котонин и целлюлозу. Таким образом мы получим сырье, которое послужит основой для дальнейшего развития одного из перспективных направлений деятельности компании.

Во-вторых, выйти на плановые показатели по производству основных товарных категорий: семян, масел холодного отжима, кормов и другой продукции.

В-третьих, как уже упоминал выше, необходимо завершить работу над ошибками, устранить слабые места и сдерживающие факторы основных производственных процессов.

Ну и конечно, мы будем продолжать успешно работать над проектами по выращиванию и переработке посевной безнаркотической конопли в Пензенской области, поэтапно внедряя в производство новые современные технологии.

ООО «Управляющая компания «Коноплекс»