Ажиотаж в цене. Кто зарабатывает на дефиците

Юля Богомолова / АиФ

Месяц назад началась спецоперация на Украине. На россиянах, в том числе и пензенцах, это прежде всего отразилось увеличением цен и дефицитом товаров. 

   
   

Сахара не надо?

Одним из самых показательных случаев стали жалобы на дефицит ряда лекарств и сахара в пензенских магазинах. Сахар жители региона стали скупать десятками килограммов. Но, по данным регионального минсельхоза, сейчас на складах трех сахарных заводов в Пензенской области находится 120 тысяч тонн товара. Даже если учесть, что в Пензе в день продается, как утверждают власти, 1,5 тысячи тонн, то запасов хватит почти на 3 месяца ажиотажного спроса. На самом деле ажиотаж так долго не длится, сахарная истерия давно должна была бы закончиться. Но продукт до сих пор то исчезает, то появляется. Возможно, его не успевают подвозить. Но почему тогда взлетели цены?

Еще в начале марта региональный минсельхоз говорил, что цена килограмма  сахара - 53 рубля. Вместо этого в местной сети «Караван» местный продукт из Каменки стоит 62,9 рубля. То есть на 18% (!) больше. Для сравнения, в магазине еще одной местной сети - «Магазин моего района» сахар из Беково стоит 52,99 рублей за кило. Именно столько, сколько завещал минсельхоз. 

В «Караване» не смогли оперативно пояснить свою ценовую политику.  Зато в администрации Пензы уже не скрывают: «Из-за ажиотажа в стране появились спекулянты». И просят сообщать о случаях завышенной цены.

В региональном минздраве также признали: дефицит лекарств связан в том числе с «отпуском оптовыми складами аптечным организациям недостаточного количества препаратов».

В России уже возбудили антимонопольное дело в отношении двух федеральных торговых сетей. ФАС считает, что они специально задерживали поставки сахара, чтобы спровоцировать ажиотажный спрос. До Пензы эти дела не дошли. Но если дойдут, то что будет?

«Штрафные санкции несопоставимы с доходами фирм, после наступления санкционного реагирования проходит немало времени и должного эффекта не получается», - замечает директор Института управления и экономики ПГУ Виктор Володин.    
   

И главное, цены обратно не возвращаются.

Бумага не стерпела

Обвинять в росте цен можно не только ажиотажный спрос и сговорщиков-продавцов. Но и импортозамещение. Вернее, его отсутствие в некоторых отраслях.

Большой неожиданностью для россиян стал рост цен на офисную бумагу. РБК объясняет это тем, что финская химическая компания Kemira объявила о прекращении поставок в Россию и Беларусь хлората натрия, с помощью которого бумага становится белоснежной. Для сравнения: в начале марта маркетплейс  Wildberries продавал пачку офисной бумаги из 500 листов за 387 рублей, а сейчас она уже стоит 2 328 рублей. Впрочем, не только с офисной бумагой в России такая ситуация.

«Значительно подорожало сырье, химия, которую мы используем. Даже если поставщик из России, то компоненты - зарубежные, а с ними сейчас сложно. В ближайшем будущем цены дальше вряд ли будут расти, они уже высокие. На данный момент идкт поиск альтернативных поставщиков компонентов», - сказал директор по маркетингу и сбыту ОАО «Маяк» Дмитрий Кузнецов. 

Проблемы в бумажной сфере затронули и госзакупки. Так, на сайте есть заявка от регионального управления Росреестра. 10 марта 2022 года был объявлен тендер на поставку бумаги. Заявлена сумма в 455 тысяч рублей. Прием заявок закончился 18 марта 2022 года. За это время никто не изъявил желание поучаствовать в аукционе. Примерно в то же самое время «Автотранс» Заречного планировал закупить офисную бумагу. Но и у него ничего не вышло. 

И проблема не только при производстве бумаги. 

«Сейчас наблюдается кризисная ситуация, связанная с замораживанием деловой активности как на первичном, так и на вторичном рынке недвижимости, - замечает завкафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС Сергей Баронин. - Количество сделок в риэлторских компаниях резко сократилось. Застройщики в растерянности из-за роста цен на стройматериалы. В среднем за последний месяц они выросли примерно на  50%, а по отдельным  импортным позициям – в два раза. Это происходит из-за разрыва сложившихся логистических цепочек. Потому застройщики увеличивают стоимость, действуя консервативно. Сокращается платежеспособный спрос населения. Это связано с недостаточными доходами граждан и с сокращением льготных государственных   ипотечных программ. Желающих купить дорогое жилье становится меньше. Прогноз простой. Застройщики будут приостанавливать строительство начатых объектов. Не исключено появление банкротств. Инвестировать в первичку становится опасным. Ввод жилья в этом году сократится минимум на 30-40%». 

Депутат Государственной Думы РФ Георгий Камнев:
«Я не сторонник драконовских мер наказания бизнеса в текущей ситуации. Огромные штрафы могут нанести непоправимый урон. В этом вопросе важна неотвратимость наказания. То есть представители бизнеса должны понимать: если они идут на нарушение закона, то наказание их настигнет. Более серьёзные меры нужны только для тех, кто нарушает закон систематически».