Самый уязвимый орган. Почему здоровье должно стать модой

По общероссийской статистике, сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности и Пензенская область не является исключением. В 2018 году от болезней системы кровообращения в регионе умерло более 10 000 человек, а за пять месяцев этого года - уже 4 000 (53% в структуре всех смертей).

   
   

С чем связана в буквальном смысле «эпидемия» сердечно-сосудистых заболеваний? Какие внешние факторы увеличивают риск оказаться на больничной койке? Можно ли их не только остановить, но и предупредить? Об этом корреспондент «АиФ-Пенза» поговорил с главным врачом клинической больницы №6, кандидатом медицинских наук Дмитрием Зиновьевым.

Соблазны шаговой доступности

- Дмитрий Юрьевич, по данным Росстата, за последние 20 лет заболеваемость системы кровообращения увеличилась в два раза, этот недуг поразил почти 36 миллионов россиян. Какой процент от общего числа пациентов, поступающих в вашу больницу, составляют люди с болезнями сосудов и сердца?

- Статистика неутешительная. За год к нам поступает около 35 тысяч пациентов. И практически в половине случаев диагностируются сердечно-сосудистые заболевания. Только за прошедший месяц было госпитализировано 3 294 человека, из них более тысячи страдают от недугов сердца и сосудов. В структуре заболеваний преобладают хроническая ишемическая болезнь сердца (52,4%) и стенокардия (40,7%).

- С чем, на ваш взгляд, связать подобное «лидерство»?  

- Сердечно-сосудистые заболевания всегда занимали лидирующие позиции. Однако только за последние десятилетия отмечается их существенный рост. И связано это, пожалуй, с трансформацией социально-экономических условий жизни в нашей стране. Изменилась структура питания, стало много соблазнов в употреблении всякого рода излишеств – курение, алкоголь. Посмотрите, сколько открылось алкомаркетов в жилых домах, которые позиционируются как продовольственные магазины шаговой доступности. Частое потребление даже слабоалкогольных напитков (к ним относится и пиво) приводит к поражению печени, сосудов, ожирению и сахарному диабету. А это факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Это интересно
Пензенская область до последнего времени занимала первое место в России по количеству вновь выявленных больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями на тысячу населения – 54,1 (по ПФО – 27,8 по РФ - 32,1).
   
   

- Проще говоря – причины кроются в образе жизни?

- Именно так! Борьба с болезнями сердца и сосудов должна сводиться к профилактике, что сейчас и делается во многих странах мира. В Америке успешно действует кампания, основной целью которой является внедрение в сознание людей здравой идеи «курить – не модно!» Напечатать на пачке сигарет страшные картинки с изображением пораженных органов – недостаточно. Надо сделать так, чтобы человек не захотел даже взять пачку в руки. Тоже и с алкоголем. Если стакан со спиртным уже в руке, то трудно его не выпить. Значит, надо сделать и потребление алкоголя немодным.

- А может, причину столь сильной табачной зависимости россиян следует искать в недавнем прошлом? Например, в советском кинематографе было много героев с сигаретой. Даже в фильме о буднях врачей «Дни хирурга Мишкина» буквально все медики курят. Ведь эта, возможно, неосознанная пропаганда глубоко засела в культуру сначала советского человека, а затем по наследству передалась и молодому поколению россиян?

- Значит, пора массово прививать населению привычку к здоровому образу жизни! Ограничениями и запретами, как это было во времена перестройки и «сухого закона», положительных эффектов не добьемся. Я ратую за действенное ограничение – чтобы алкоголь и табак продавались с 21 года.

- С пагубным влиянием алкоголя и табака разобрались, а что с питанием не так?

- Оно кардинально поменялось со времен СССР и тотального дефицита продуктов. Такого количества мясных и колбасных продуктов советские граждане не потребляли. Шашлык был два раза в год. А сейчас повальное увлечение фастфудом, газированными напитками, булочками и т.д. Между тем жирная, соленая и жареная пища способствует отложению холестериновых бляшек в сосудах. Она может стать причиной закупорки сосудов и привести к нехватке кислорода в сердечной мышце.

На передовой – тяжелое оборудование

- В нацпроекте «Здравоохранение» выделено масштабное направление по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. В частности, перемены произойдут и в возглавляемом вами медучреждении. Расскажите, что планируется сделать?

- К 2021 году должен заработать региональный сосудистый центр вместо нынешнего первичного сосудистого отделения. На эти цели планируется выделить свыше 300 млн. рублей. Будет закуплено дорогостоящее «тяжелое» оборудование: ангиограф, компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф с возможностями диагностики сосудов, оборудование экспертного класса для ультразвукового исследования, наркозно-дыхательная аппаратура, оборудование для реабилитации больных неврологического профиля и т.д. Для этого необходимо подготовить помещения. В центре будут проводиться процедуры по восстановлению проходимости сосудов - коронарография сосудов сердца, ангиография сосудов головного мозга, баллонопластика и стентирование.

 - Не произойдет ли в этом случае дублирование функций регионального центра и федерального кардиоцентра?

- Не произойдет, так как задачи ставятся разные. Федеральный кардиоцентр помимо вышеназванных процедур проводит оперативные вмешательства, в том числе уникальные операции на открытом сердце.

- Оснащение современным оборудованием предполагает подготовленных специалистов, которые смогут профессионально с ним работать. В условиях нынешнего дефицита медицинских кадров, как будете справляться с этой задачей?

- Да, у нас очень серьезный кадровый голод, и не только в отделениях кардиологии и неврологии. Не хватает анестезиологов, специалистов функциональной диагностики, рентгенологов, медицинских сестер. Что касается кадров для будущего регионального центра, то переподготовку прошли четыре специалиста, которые в 2020 году займутся ангиографией. Сейчас они приобретают навыки в областной больнице и в федеральном кардиоцентре. Еще четырех специалистов придется искать. 

- А что с коечным фондом, он увеличится?

- Нет, увеличения не произойдет. Возможно, появятся реабилитационные койки для пациентов, которым были проведены внутрисосудистые манипуляции. Однако хочу подчеркнуть - при нынешней динамике заболеваемости все возможности стационарного звена к 2024 году будут исчерпаны. Сейчас возрос поток экстренной госпитализации. Это очередной раз говорит о том, что люди не обращаются своевременно к врачу, и запускают болезнь. Вся надежда на всеобщий охват населения диспансеризацией. 

- Подытоживая нашу беседу, не могу не задать такой вопрос: вы, как главный врач, являетесь образцом здорового образа жизни?

- Двадцать пять лет назад – точно нет. Дымил как паровоз. А сейчас каждое утро начинаю с километрового заплыва в бассейне, затем еду на работу. В моем рационе нет хлеба и булочек, сливочного масла и колбасных изделий, избегаю потребления сахара. Стараюсь есть как можно больше овощей и фруктов, морской рыбы. Последний прием пищи не должен быть позже шести часов вечера или за четыре часа до сна. Не злоупотребляю алкоголем.