Правда ли, что в Пензе в конце XIX века был построен самолет?

Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 21/07/2021

Слышала, что в нашем городе был построен самолет еще в конце XIX века. Правда ли это?

   
   

Ирина Волгина, Городище

Ответ эксперта

Отвечает главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков:

«Правильнее сказать, был построен летательный аппарат. Если, конечно, считать этот летательный аппарат самолетом, а не планером или орнитоптером.

Официально считается, что первую попытку построить летательный аппарат в нашей стране предпринял морской офицер Александр Федорович Можайский. 3 ноября 1883 года ему был выдан патент на «воздухоплавательный снаряд» оригинальной конструкции. Среди ученых, которые занимались этим вопросом, нет однозначного мнения, удалось ли Можайскому все-таки оторваться от земли или нет. Испытания не были оформлены документально, и даже точная дата полета (если он вообще состоялся) неизвестна. Отсутствуют и достоверные описания полета сторонними наблюдателями. Тем не менее, в конце сталинской эпохи Можайского одно время называли создателем первого в мире самолета. Более поздние исследователи были менее категоричны в своих суждениях, говоря только о «попытке полета».

Возможно, именно из-за печально известной сталинской компании, в народе шутливо прозванной «Россия – родина слонов», в тени Можайского оказался еще один отечественный изобретатель-самоучка летающих машин.

Им был уроженец Городищенского уезда Апполинарий Осипович Станкевич. Информация об этом появилась в пензенских газетах в начале 1950-х годов. Сообщения о его полете никогда не были особо скрытыми, и любой мог прочитать о них в подшивке «Пензенских губернских ведомостей» за 1885 год в номерах 52 и 57.

Работая лесничим 1-го Городищенского лесничества, изобретатель-самоучка задумал свое детище еще в 1881 году. К 1883 году летательный аппарат был закончен, и изобретатель решил испытать свое детище.

В один из августовских дней на площадке между цейхгаузами уездного воинского начальника была вынесена на руках «птица громадных размеров с бумажными крыльями». Изобретателю не хватало денег, поэтому само изобретение было неудовлетворительного качества, в результате вылет оказался неудачным. В довершение всех бед, пошел сильный дождь и окончательно испортил летательный аппарат.

Изобретатель не стал сдаваться. Несколько лет он продолжал трудиться над своим творением.

Во второй половине марта 1885 года он поехал в Петербург, где добился рассмотрения своего проекта специальной комиссией механиков. В петербургской газете по итогам заседания комиссии появилась следующая заметка: «Станкевич, служивший в Пензенской губернии, изобрел способ плавания в воздушном пространстве на какой угодно высоте и в каком угодно направлении». Был ли это планер, или все-таки полноценный летательный аппарат с двигателем, остается гадать. Еще газета сообщала, что проект аппарата находился на рассмотрении в военном ведомстве, где якобы получил положительный отзыв. Во всяком случае некий Акимус, видевший модель, отзывался о ней как об очень интересном изобретении, которое поможет решить проблему осуществления полетов аппаратами тяжелее воздуха.

Так и утонул проект где-то в военных архивах. Головы военных тогда были заняты проблемами развития броненосных кораблей. Время же летательных аппаратов придет позже. Сам же изобретатель разделил судьбу своего детища, и о нем скоро забыли. Возможно, где-то в столичных архивах документы об аппарате Станкевича еще ждут своего часа».