Что в этом году происходит с нашими дорогами? Я на новой шипованной резине не могу въехать в горку, на которую раньше легко заезжал. Даже троллейбусы буксуют. Но дороги вроде бы посыпают…
О. Родионов, г. Пенза
Отвечает заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» Пензенского филиала МГУТУ им. Разумовского, кандидат технических наук Игорь Гарькин:
«Надо различать фрикционные материалы и противогололёдные. Первые призваны увеличивать трение между протекторами и поверхностью. Как правило, фрикционные материалы изготавливают из измельчённых в крошку гравия, щебня и шлака.
Противогололёдные же реагенты по своей задумке должны мешать образованию уплотнений снега и гололёда на дорогах. При этом они не способны топить лёд в буквальном смысле, а всего лишь понижают температуру замерзания воды. Происходит это по причине того, что растворённые реагенты мешают образовываться кристаллическим решёткам в молекулах воды. То есть из жидкого состояния в твёрдое она перейдёт не при 0°C, а при минусовой температуре. А вот насколько сильно понизится точка замерзания воды, в которой растворён реагент, зависит от природы вещества и от его концентрации. Чем она больше, тем ниже сдвигается температура замерзания.
По существующим нормам на один квадратный метр поверхности можно высыпать не больше 2 килограммов соли за сезон (за один раз квадратный метр можно подсаливать примерно 15–25 г соли). При понижении температуры воздуха для борьбы со льдом потребуется больше соли, что делать запрещено.
Поэтому если зима не слишком морозная, то соль и реагенты справляются со своей задачей. Однако при долгом периоде очень низких температур они становятся бесполезными. Поэтому в крепкие морозы лучше всего не пользоваться личным транспортом, даже новая шипованная резина может не спасти от заноса».