Заранее оплатил проживание в отеле на черноморском курорте. Но в силу обстоятельств был вынужден отказаться от отпуска. Отель мне отказывается возвращать предоплату. Есть ли законные способы ее вернуть?
Игорь Москвин, Кузнецк
Ответ эксперта
Отвечает юрист Анатолий Ниденс:
Фактически понесенные расходы должны быть обоснованы исполнителем (п. 9 Письма Роспотребнадзора от 11.01.2016г. № 01/37-16-29). Вопрос по ним решается индивидуально, поскольку их размер зависит от стадии исполнения договора и условий оплаты гостиничных услуг, определенных в договоре с потребителем. Обычно гостиница при отмене брони не несет никаких фактических расходов, за исключением убытков упущенной выгоды, которая не относится к реальному ущербу.
При отказе от бронирования заблаговременно с потребителя не может быть удержана плата за проживание, т.к. эта услуга не была оказана. Кроме того, если потребитель отказался заранее, исполнитель не вправе ссылаться на упущенную выгоду и применять к потребителю штрафные санкции. Также необходимо учитывать, что соглашение о неустойке (штрафе) должно быть совершено в письменной форме (п. 1 ст. 331 ГК РФ).