Наши чиновники и депутаты закончили рассказывать о своих доходах. Всем известно, сколько и кто на самом деле зарабатывает, какие квартиры имеет. Но в декларациях этого как будто и не видно. Как у наших госмужей получается это все прятать?
В. Винокуров, Кузнецк
Отвечает политтехнолог Ярослав Хабаров:
«Грязных трюков для сокрытия миллионов достаточно. Например, большинство представителей строительного сектора выводит деньги в офшоры. Если говорить о миллиардных суммах, то проще вывести их за границу.
Вот один из примеров:российская фирма, в том числе с госучастием, заключает соглашение с фирмой из Латвии об оказании консалтинговых услуг, юридической консультации, обучении персонала и прочее. И выводят туда крупные суммы, а оттуда в Шотландию - полуофшорную зону - далее можно в Северную Ирландию - легальную европейскую зону - и из нее уже по гранту местного института приглашаем чиновника лектором.
По трудовому кодексу госслужащий, помимо основной работы, может заниматься преподаванием. И за это платят баснословные и легальные зарплаты и премии.
Самый удобный способ сокрытия средств - это оформлять их на благотворительные фонды, которые владеют имуществом и предоставляют его в безвозмездное пользование малоимущему депутату. Фонд можно оформить на дальнего друга или пенсионера. Имущество фонда остается при нем и не наследуется никем. Так что фонды - это кошельки. Не обязательно в нем будет указываться «0 сотрудников и 0 доходов», там вполне может вестись небольшая легальная деятельность, числиться небольшой штат и даже иметься какая-то отчетность. Иначе будет слишком явно, что фонд - пустышка».