Были ли в Пензенской области эпидемии, похожие на коронавирус?

Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 15/07/2020

Уже сил нет ждать, когда закончится этот коронавирус. А раньше эпидемии в нашем регионе длились так же долго?  

   
   

Петр Серегин, Спасский район

Ответ эксперта

Отвечает главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков:

 - Из-за того, что Пензенская губерния находилась достаточно далеко от границ империи и крупных транспортных путей, эпидемий экзотических болезней в истории нашего края практически не было. Ужас на пензенских обывателей в XIX веке наводила холера или, как ее часто называют, «болезнь немытых рук». В 1829 году, зародившись в Индии, она быстро добралась до Оренбурга и стремительно распространилась по стране. В первых числах августа 1830 года болезнь пришла в Пензу. Ее появление сопровождалось жутким страхом среди местных жителей, так как медицина еще не знала способы лечения этой инфекции.

Была учреждена отдельная холерная больница. Районы города, в которых зафиксировали случаи заболевания, были оцеплены. Пензу разделили на участки во главе с особым попечителем в каждом. Начались непрерывные похороны. Григорий Мешков в своих «Записках о Пензе» (1832 год) сообщает, что в день умирали до 70 человек и даже больше. Для города с населением в 20 тысяч человек это очень много. Ненастная погода и несоблюдение элементарных правил гигиены стремительно увеличивали число заболевших. Эпидемия завершилась только к октябрю.

В 1831 году холеры в Пензе практически не было, а вот в губернии болезнь охватила все уезды, не затронув только город Краснослободск. В последующие шестнадцать лет холера обходила регион стороной. В 1847 году холера опять появилась в Пензе. Первой жертвой стала вдова бывшего саратовского губернатора, статского советника Алексея Даниловича Панчулидзева. Потом эпидемия разошлась по всей губернии. 

В 1848 году эпидемия повторилась. В первых числах мая статский советник Платон Филиппович Любовцев, возвратившись из отпуска в Саратове, на следующий день занемог и умер в течение нескольких часов. Болезнь стремительно распространилась по городу. В этот раз от нее пострадало много представителей высшего класса губернии.

Вернулась холера и в 1866 году. Как с ней бороться уже знали. Появились лекарства. Вместо бесполезных карантина и оцеплений власти начали следить за санитарным состоянием улиц и рынков, контролируя продажу фруктов и овощей. Многочисленные комиссии осматривали кабаки, рынки, улицы города в поисках нечистот. Последствия сказались быстро: количество умерших в 1866 году от холеры было меньше, чем в 1830 году - всего 12 человек.

Однако страх, вызванный предыдущими посещениями холерой, был сильным - города опустели, хоронили людей практически в полном одиночестве. Приехавший в губернию лекарь не смог заслужить доверие народа, лекарства, которые он давал, зачастую выливали, доверяя больше местным знахаркам. Расцвели суеверия. По деревням гуляли слухи о какой-то «волхе» в виде гигантской летающей коровы. В селе Гольцовка Мокшанского уезда крестьяне, не удовлетворившись только что проведенным крестным ходом против холеры, решили организовать свой. Участвовали в нем несколько пожилых женщин. Одну запрягли в соху, другая шла рядом со свечками в руках, остальные рядом с иконами пели непонятные песни. С большим трудом священник заставил народ разойтись.

В целом к концу XIX века опасность холеры стала намного ниже - при правильном лечении болезнь протекала без осложнений и человек выздоравливал. Даже в условиях гражданской войны 1917-1922 годов в Пензе проводились массовые вакцинации от холеры и оспы. Так в июле 1918-го от болезней была привита группа из 768 беженцев, эвакуированных в город в годы Первой мировой. В это же время в Пензе были описаны случаи заражения «испанкой» и сыпным тифом. 

От эпидемий умерло не так уж и много наших предков. Основной причиной смерти в крае на протяжении 130 лет был регулярный голод, который случался в среднем каждые 10 лет. Вначале помещики, потом выкупные платежи, наложенные за освобождение от крепостного права, наконец, уже советский продналог и перегибы при создании колхозов убивали людей намного больше, чем грипп, оспа и холера вместе взятые.