Уже сил нет ждать, когда закончится этот коронавирус. А раньше эпидемии в нашем регионе длились так же долго?
Петр Серегин, Спасский район
Отвечает главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков:
В 1831 году холеры в Пензе практически не было, а вот в губернии болезнь охватила все уезды, не затронув только город Краснослободск. В последующие шестнадцать лет холера обходила регион стороной. В 1847 году холера опять появилась в Пензе. Первой жертвой стала вдова бывшего саратовского губернатора, статского советника Алексея Даниловича Панчулидзева. Потом эпидемия разошлась по всей губернии.
В 1848 году эпидемия повторилась. В первых числах мая статский советник Платон Филиппович Любовцев, возвратившись из отпуска в Саратове, на следующий день занемог и умер в течение нескольких часов. Болезнь стремительно распространилась по городу. В этот раз от нее пострадало много представителей высшего класса губернии.
Вернулась холера и в 1866 году. Как с ней бороться уже знали. Появились лекарства. Вместо бесполезных карантина и оцеплений власти начали следить за санитарным состоянием улиц и рынков, контролируя продажу фруктов и овощей. Многочисленные комиссии осматривали кабаки, рынки, улицы города в поисках нечистот. Последствия сказались быстро: количество умерших в 1866 году от холеры было меньше, чем в 1830 году - всего 12 человек.
В целом к концу XIX века опасность холеры стала намного ниже - при правильном лечении болезнь протекала без осложнений и человек выздоравливал. Даже в условиях гражданской войны 1917-1922 годов в Пензе проводились массовые вакцинации от холеры и оспы. Так в июле 1918-го от болезней была привита группа из 768 беженцев, эвакуированных в город в годы Первой мировой. В это же время в Пензе были описаны случаи заражения «испанкой» и сыпным тифом.
От эпидемий умерло не так уж и много наших предков. Основной причиной смерти в крае на протяжении 130 лет был регулярный голод, который случался в среднем каждые 10 лет. Вначале помещики, потом выкупные платежи, наложенные за освобождение от крепостного права, наконец, уже советский продналог и перегибы при создании колхозов убивали людей намного больше, чем грипп, оспа и холера вместе взятые.