Ставший уже традиционным театральный фестиваль «Маскерадъ» на этот раз был приурочен к Году театра и 145-летию Всеволода Мейерхольда. В программу фестиваля вошли спектакли по пьесам, которые Мейерхольд ставил на сцене, либо те, в которых он участвовал в качестве актера. Зрители увидели девять спектаклей по пьесам Чехова, Гоголя, Сухово-Кобылина, Эрдмана и других классиков. Одним из гостей фестиваля стала известный критик Алена Солнцева. Несмотря на занятость, она нашла время пообщаться и с корреспондентом «АиФ-Пенза».
Свобода выбора
— Наш земляк Всеволод Мейерхольд – фигура неоднозначная, до сих пор не утихают споры, был ли он великим театральным реформатором или бездарностью, раздутой до размеров классика. Вы какой позиции придерживаетесь?
Сегодня всем уже ясно, что без теорий и практики вашего знаменитого земляка современный театр был бы другим.
— Часто приходится слышать, что театр не должен опускаться до уровня невзыскательного зрителя, на деле же часто видим противоположную картину.— Зритель свободен в выборе. Если он хочет развлечься, то пойдет туда, где его будут развлекать, а не туда, где его будут учить. Театр – это встречное движение. Обыватель будет ходить на то, к чему привык, ну или на то, что модно, престижно. Поэтому театральная антреприза, цель которой заработать деньги, привлекает актеров, известных по сериалам, и мы сегодня не встретим антрепризного спектакля по пьесам Чехова или Шекспира (хотя в 19 веке это было возможно). Но, в отличие от кино, снятого однажды и навсегда, спектакль рождается каждый раз заново, хорошие артисты и в легком жанре могут показать высокое искусство. У театра гораздо больше обходных путей для свободы творчества.
Дно достигнуто?
— Раз уж вы упомянули кино, отечественному кинематографу есть куда падать или дно уже достигнуто?
— Наше кино очень далеко от международных культурных трендов, оно очень местечковое, поэтому и не интересно миру. Но и своего зрителя оно часто не находит.
Потеря аудитории началась еще в конце 1970-х, последнее советское десятилетие было для отечественного кино убыточным, сборы спасали американские и индийские фильмы. Мексиканский фильм «Есения» посмотрели 90 млн человек, и это рекорд для СССР. В мире в это время тоже происходили сдвиги. Из-за распространения телевидения изменилась структура досуга. Американцы стали снимать фильмы-аттракционы - «Челюсти», «Звездные войны» и т.д. У нас их не показывали, мы ответили своими фильмами-катастрофами: «Экипаж», например.
Сегодня наши продюсеры пытаются создать зрелищное кино для кинотеатров, снимают «Легенду №17», «Движение вверх», «Салют-7», сейчас «Конек-Горбунок» с огромным бюджетом на подходе. Но, несмотря на увеличение вложений, настоящей индустрии у нас нет. Рынок мал, поэтому дорогие фильмы не окупаются. Кинорынок может быть только мировым, Голливуд сегодня – это не национальное американское кино, это международная корпорация с огромным бюджетом. С этим нам трудно конкурировать, тем более, что камеры, компьютерные эффекты, оборудование для кинотеатров – все у нас импортное.
Попытка закрыться, стать самодостаточными приводит к изоляции, к отставанию, и в результате к потерям. В такой высокотехнологической области, как кино, это особенно заметно. Так что театр у нас сегодня лучше.