Туризм отдыхает. Почему музеи Пензенской области не зоны доступа

pixel2013 / pixabay.com

О том, как нужен и важен для Пензенской области внутренний туризм, сказано много красивых слов. В их поддержку проведены симпозиумы, выставки, встречи. Потрачены немалые деньги. Вот только красивые слова так и остались словами. Туризм не стал драйвером развития для региона. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений Пензастат оценил в 2019-м году в деньгах - 4,6 млрд рублей, это чуть больше 1% от регионального валового продукта.

   
   

Спрос на внутренний туризм во время пандемии и туристический кешбэк заметно не изменили ситуацию. Что же так не везет туристу в регионе, где много музеев, литературных памятников и дворянских усадеб?

Эх, дороги…

Самый известный культурный объект Пензенской области - музей-заповедник Тарханы. Сюда съезжаются туристы со всей России. Располагается он в селе Лермонтово. Только в этом году - после приезда врио губернатора Олега Мельниченко - там решили заасфальтировать дорогу. Ту самую, которая входит в туристический маршрут музея-заповедника Тарханы - визитную карточку региона. Гости приезжали сюда, покрытые пылью и известкой.

«Нормальной дороги здесь не видели с советских времен, - рассказывает глава администрации Лермонтовского сельсовета Надежда Ручкина. - Были, конечно, попытки отремонтировать ее с помощью известнякового щебня. Но все понимают, что происходит с известняком после дождя».

По словам Надежды Ручкиной, сейчас, кроме пыли, появились и колдобины.

По информации регионального минкульта, в Пензенской области всего 23 музея, включая один частный. 14 из них находятся в районах. К некоторым добраться почти невозможно.

Справка:
Количество музеев в области – 23, библиотек – 24 , театрально-зрелищных организаций – 4, памятников культуры и искусства, памятных сооружений - 219, усадеб – 13, включая «Тарханы».
   
   

«Нам повезло, наш музей находится на одной из главных Кондольских дорог, которая содержится в порядке, - рассказывает методист музея братьев Мозжухиных Наталья Кибакина. - Роль сыграли и неплохие дороги из оздоровительных лагерей, находящихся в районе, откуда нам привозили детей во время каникул».

«Хорошая дорога к музею - один из основополагающих факторов его посещаемости, - дополняет директор историко-краеведческого музея Сердобска Марина Попова. - Но просто хорошей дороги мало - нужен и постоянный уход за ней. Чтобы в любое время года гость смог без труда добраться в музей».

До музея в Сердобске дорога доведет. Но так повезло не всем культурным объектам.

Начальник отдела развития туризма и индустрии гостеприимства Министерства культуры и туризма Пензенской области Алексей Уколов:
«Проблема развития внутреннего туризма закольцована. Чтобы строить гостиницы, которые пройдут соответствующую классификацию, нужны большие деньги, которые в малоизвестный объект культуры вряд ли кто будет вкладывать. Например, в Наровчате, где находится музей Куприна, всего пара гостиниц, в которых предусмотрено размещение тридцати человек. Между тем, для того, чтобы гостиницу включили в программу льготного кредитования, в ней должно быть не менее 120 номеров (классификация 3 звезды и выше, более 5000 кв. метров). Ежедневно такого количества туристов не будет. Кто будет вкладывать деньги себе в убыток? Возможно, что поможет комплексное развитие туризма. То есть человеку должно быть интересно приехать в тот или иной район не на пару часов, а на несколько дней. Для этого нужны и другие, кроме тех же музеев, интересные места и объекты. Поэтому сейчас и создана федеральная программа, которая направлена на развитие инфраструктуры в целом относительно того или иного объекта культуры и туризма».

«В Поимский историко-архитектурный музей мы с удовольствием организовывали бы туристические маршруты. Но сделать этого не можем, - сетует директор пензенского турагентства Ирина Малкина. - Добраться в музей практически невозможно. Мост, находящийся в самом Поиме, к использованию мало пригоден, и не всякий транспорт отважится по нему проехать».

Местные жители винят в разрухе большегрузы, которые разрушили конструкцию. «Совсем недавно дорогу начали ремонтировать, - подтверждает научный сотрудник Поимского историко-архитектурного музея Наталья Иванчина. – Правда, до самого моста руки у дорожников пока не дошли – проехать по кочкам и колдобинам действительно очень сложно. Конечно, труднодоступность музея снижает количество посетителей».

Компас и до музея доведет

Но в некоторые музеи, чтобы попасть, нужен, как минимум компас. Так как указатели к ним отсутствуют.

«Единственный плакат, который хоть как-то сообщает путешественникам о наличии государственного музея-усадьбы В. Г. Белинского, стоит на трассе, и пару лет назад он стал просто белым полотном, - рассказывает научный сотрудник музея-усадьбы В. Г. Белинского Любовь Руднева. - Туристам необходимо выяснять дорогу к нам, как говорится, на пальцах у местных жителей».

Историк, проректор Института регионального развития Пензенской области Владимир Первушкин:
«Посещаемость любого музея увеличивается в разы, если есть стоянка для транспорта и хорошая дорога. Побывав в 2018 г. в Белоруссии, я восхищался подъездными путями к музеям, наличием больших стоянок, и это в небольших городках. Также у наших соседей гораздо лучше обстоит дело с навигацией. Не составляет большого труда найти тот или иной музей. На дорогах обязательно присутствуют указатели, внутри городков есть карты-схемы, как до них добраться. Поразило большое количество путеводителей по вполне доступным ценам. В общем, нам есть над чем работать».

И это не единственная проблема, которая делает знаменитый на всю страну музей-усадьбу труднодоступной для туристов. По словам Любови Рудневой, нет и общественного транспорта, добираться до музея приходится практически на перекладных.

Сегодня туристы вовсю пользуются интернет-подсказками. Но в регионе до сих пор не существует ресурса в сети, который объединил бы все культурные объекты и помог отдыхающим составить маршрут для отдыха.

«В первую очередь нужна реклама музеев, - говорит хранитель историко-краеведческого музея имени Н. И. Крылова Татьяна Захарова. - Нашим гражданам надо о них рассказывать, говорить о тех исторических личностях, героях, которые проживали или соприкасались с Пензенской областью. Возможно, что необходимо сделать какой-то туристический маршрут, который объединил бы все музеи региона. Поверьте, у нас есть на что посмотреть».

И зрелищ, и хлеба


Вполне естественно, что туристы, отправляясь в поездку к достопримечательности, планируют, где остановится и перекусить. А некоторые думают и о ночевке, чтобы на следующий день в полной мере насладиться местными красотами. Многих ждет разочарование: в интернете практически невозможно найти точку общепита, находящуюся радом с тем или иным районным музеем. О гостиницах говорить и вовсе не приходится.

Например, у единственного в мире музея А. И. Куприна в Наровчате сайт отсутствует. А на одном из популярных ресурсов, где туристы описывают свои впечатления от туристических объектов, в большинстве отзывов говорится, что «про музей узнали случайно, во время поездки в рядом находящиеся пещеры».

С популяризацией исторической ценности там не очень хорошо - последняя запись на странице музея в одной из социальных сетей датируется началом апреля. Зато в Яндекс-картах посчастливилось найти местную гостиницу с явно не купринским названием «Трактир на Пятницкой».

Доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Наталья Уткина:
«Развитие внутреннего туризма требует создания современной туристской инфраструктуры в регионах РФ, в том числе в Пензенской области. Туристская инфраструктура - это транспортная доступность мест туристского притяжения, состояние зданий и инженерных коммуникаций объектов индустрии туризма и гостеприимства, туристская навигация и пр. Да те же общественные туалеты - это тоже вопрос инфраструктуры туризма. В нашей области многие объекты туристского интереса расположены в муниципальных районах, где с инфраструктурой не все хорошо. Например, нет асфальтовой дороги в село Даньшино, где развивается мордовский историко-культурный центр и проводится Всероссийский фестиваль «ДаньшиноFest». Кто должен построить эту дорогу? Предприниматель, вкладывающий свои средства в развитие Даньшино, или местная администрация? Оставлю вопрос открытым. Или другой пример - Никольск, где гостей радушно принимает музей стекла и хрусталя, а вкусно накормить или комфортно разместить туристов в городе проблематично. Вот и получается, что развитие туризма как в регионе в целом, так и в отдельно взятом муниципальном образовании - это комплексная задача, требующая тесного открытого взаимодействия органов власти и бизнеса. Бизнес не станет вкладывать деньги в развитие индустрии туризма и гостеприимства, если не будет уверен в доходности проекта, его окупаемости, если не будет поддержки государства в вопросах создания обеспечивающей инфраструктуры туризма (дороги, инженерные коммуникации к объектам и пр.)».

В окрестностях поимского историко-археологического музея в тех же картах, по которым будет ориентироваться среднестатистический турист, не удалось найти ни гостиницы, ни кафе. Еду, наверное, в поездку лучше брать с собой. Схожая ситуация в большинстве районных музеев региона.

«Эта составляющая туристического бизнеса сильно хромает, - подтверждает Ирина Малкина. – И в нашем регионе, и в стране в целом много людей, которые любят посещать провинциальные музеи, являющиеся настоящей жемчужиной глубинки России. Развивать туризм в этом направлении надо, но усилия нужны не только по организации туристических маршрутов, но и в развитии целого комплекса сопутствующей инфраструктуры, в которую входят и дороги, и общепит, и гостиницы».